Мы побывали на кинопоказе и встрече режиссером и оператором. Какие вопросы возникли у зрителей, а также почему этот фильм достоин просмотра – рассказываем в нашем материале.
1 апреля состоялась церемония награждения лауреатов премии «Ника». Победителем в номинации «Открытие года» стал фильм молодого режиссера Александра Ханта «Как Витька чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов».
Главный герой фильма – парень с детдомовским прошлым, который мечтает сбежать от «мешающих» ему жить жены и сына. Витька встречает своего отца, в прошлом уголовника, а теперь калеку, и решает отвезти его в дом инвалидов. В таком, казалось бы, простом сюжете, раскрывается множество тем – от вечной проблемы отцов и детей до многогранности и сложности российской действительности и жизни в провинции.
Небольшой город, в котором живут главные герои, кстати, сыграла Тверь. Пролетарские дворы, пятиэтажки, расписанные характерными надписями, неуютные клубы и плохие дороги – здесь ни сколько узнаешь наш город, сколько узнаешь всё то, что можно встретить в любом уголке нашей страны. Пусть это и не так красиво, зато очень правдиво. Картина, как бы шаблонно это ни прозвучало, заставляет задуматься (в том числе и главного героя), но вот о чем – каждый решает сам.
За несколько дней до вручения премии тверской лекторий «Живое слово» организовал встречу с режиссером и оператором фильма, где зрители смогли посмотреть и обсудить работу непосредственно с её создателями.
Даниил Фомичев, оператор: Сегодня для нас важное событие. Наш фильм сделал круг – здесь он начал дышать, в Твери, когда мы сюда приехали и поняли, что это то место, где мы хотим снимать его... Сложно поверить, что ты приезжаешь сюда с уже другим взглядом, с уже готовым фильмом.
Среди тем, которые обсуждались в этот вечер: современный кинематограф и сложности создания фильмов, выбор локации и актеров. Отдельного внимания и одобрения заслуживает именно актерская игра – у участников втречи возникли вопросы о том, не являются ли Алексей Серебряков и Евгений Ткачук, сыгравшие главные роли, родственниками в реальной жизни и отличается ли характер последнего от характера его героя, Витьки Чеснока.
Одна из тем, которая сегодня волнует многих – российский кинематограф и проблемы, с которыми он столкнулся. Среди комедий, где мелькают одни и те же лица и сюжеты, фильмов, которые подражают голливудским, но, откровенно говоря, недотягивают, сложно найти что-то настоящее, не вызывающее чувства стыда или непонимания.
Александр Хант, режиссер: Проблема нашего кино в том, что мы, оказавшись в какой-то новой реальности уже без Советского союза, без этой системы кинопроизводства никак не можем вытащить на экран с помощью киноязыка нашу сложную, непонятную реальность. И каждый раз ты смотришь и не чувствуешь такую самобытность на экране, когда ты это не будешь путать ни с чем. И главная, мне кажется, проблема нашего кино, в том, что мы никак это не можем пока найти. Мне кажется, что такое направление существует, особенно у молодых авторов. Мы очень хотим вытащить на экран очень самобытные, русские жанровые, авторские, коммерческие истории. Я надеюсь, что в какой-то перспективе это кино появится.
Если обращаться к действительно хорошему кино, «Как Витька чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» похож на «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» по двум причинам: во-первых, длинным и труднозапоминаемым названием, во-второых, он тоже оказался успешен на различных конкурсах и фестивалях. Помимо премии «Ника», картина получила гран-при на международном фестивале в Карловых Варах, приз медиаконгресса «Содружество журналистов» и Союза журналистов России за лучший сценарий и ещё несколько наград за операторскую и режиссерскую работу. К слову, в массовом прокате она не окупилась.
Это кино однозначно заслуживает внимания, оставляет после себя много вопросов, но и отвечает на многие, в нем есть и драма, и комедия, и приключения, часто свойственные жанру роуд муви, который частично здесь проявляется, отсюда простой вывод – оно точно не заставит вас скучать.
Текст и фото: Арина Гаврилина.