В Тверском академическом театре драмы стартовали новогодние представления. Юных тверичан и их родителей поздравили с наступающими праздниками и подарили, выражаясь по-школьному, чудесный утренник. Помимо традиционных игр и хоровода, всех гостей ждала премьера восстановленного спектакля «Золотой ключик».
Стоит отметить, что мостиком между представлением около наряженной ёлки и на сцене стал сюжет с куклой Марией и Арлекином, которые знакомятся с Тверью, приехав в труппе Карабаса-Барабаса. Их задача была заинтересовать пришедших ребят, приоткрыть двери сказки и уступить импровизированную сцену Деду Морозу и Снегурочке.
Это вполне логично – герои литературного 2015-го дают дорогу традиционным образам приближающегося Нового года. Жалко, конечно, что все зимние игры смотрелись несколько неуместно в такую погоду, плюсовая температура и дождь, но благодаря мастерству актёров все забыли о том, что творится за окном. К тому же, эти обстоятельства ни от кого не зависят, цель была достигнута – школьников развеселили, заинтриговали, и они были готовы смотреть основное действо.
Взрослым, которые испугались возможных «наворотов» и «нового прочтения», услышав о том, что знаменитая история о приключениях Буратино и его друзей поставлена в новой редакции и в музыкальном жанре, опасаться совершенно нечего. «Золотой ключик», ставший в 2009 году первой самостоятельной и успешной работой Александра Павлишина в качестве режиссера, выполнен в рамках традиционного сюжета. Пересказывать который нет смысла. Нужно только заметить, что многие ребята прочитали книгу и были в курсе перипетий истории. Они дружно переживали за героев и усердно подсказывали им, как нужно поступать, когда те попадали в трудные ситуации. К слову, интерактив отлично вписался в постановку, не давая заскучать. Не возникало ощущение, что его слишком много. В этом случае умелой импровизацией поразили Алексей Великотный в роли Дуремара, собирающий «пиявочек» и Тарас Кузьмин в образе Карабаса-Барабаса со своими искромётными шутками.
Единственная небольшая проблема, которая существует, по моему мнению – невозможность отыграть все реплики из зала, т.к. в противном случае спектакль растянулся бы на вечность. Как выйти из этой ситуации? Это довольно щекотливый вопрос, потому что артисты и так, по возможности, чутко прислушиваются к советам маленьких зрителей.
А некоторые изменения в финале лишь преобразили инсценировку, сделав её ещё более динамичной, живой и доброй.
Постановка прямо до краёв наполнена пластикой, импровизацией и хореографическими этюдами, которые веселили маленьких гостей. Особенно ярко и интересно выглядят па Никиты Берёзкина в роли Буратино. В его исполнении деревянный мальчик, двигаясь по сцене и пускаясь в пляс, никак не выглядит деревянным и неповоротливым. Задорно и необычно смотрится совместный танец Буратино с Котом Базилио, в исполнении Евгения Романова (который, к тому же в начале успевает сыграть Джузеппе), и обаятельной Лисой Алисой, в которую перевоплощается Дарья Плавинская. Таким образом, идеи сказочных бандитов в этом случае в прямом смысле вскружили голову главному действующему лицу.
Музыкальная аранжировка также выполнена Никитой Берёзкиным. Взрослым можно было поностальгировать, услышав любимые с детства песни, которые перекочевали с экрана на подмостки. И пускай иногда звучали части композиций, это нисколько не портило впечатление. И, уверен, многие из родителей, которые составляют для своих детей культурную программу на каникулы, могут смело включать в неё поход на эту историю, на которой выросли они сами.
Как говорит режиссер Александр Павлишин о своей постановке: «Сказка о Буратино поднимает вечные темы. Она с юного возраста – одна из моих самых любимых. Её герои умеют выпутаться из сложных ситуаций и принимать, когда это необходимо, важные решения».
И пускай в конце не было знаменитой песни, в которой по слогам повторяется имя главного персонажа, в тот момент, когда волшебные герои садятся на край сцены, и грань между ними и зрителями стирается, рождается чудо, ключ от которого они вместе искали на протяжении всего полуторачасового действия.
А вновь понаблюдать это мы сможем с 23 по 26 декабря в 11:00 и 15:00, c 28 по 30 декабря в 11:00 и с 6 по 10 января в 11:00.
Вердикт: 10 из 10.
P.S. Первичный скептический настрой пропал в первые пять минут, всё сыграно в соответствии с канонами такого жанра и в лучших традициях. Нет лишнего пафоса, нет наигранности и наивности.
Больше фото - здесь.