Московский режиссёр поднял театральное искусство в Тверском драматическом на новый уровень.
Спустя 110 лет с момента первой публикации повести Александра Куприна «Гранатовый браслет», в Тверском театре драмы замахнулись на постановку классики, выросшей из анекдота, основанного на реальных событиях. Режиссёр из Государственного академического Малого театра России Андрей Цисарук сумел переложить написанное ритмизированной прозой произведение в одноактную постановку на час и 40 минут без потери смысла. Да еще и добавив истории любви динамики!
Насколько я понял, инсценировку купринского «Браслета» сделал сам режиссер-постановщик Андрей Цисарук. На мой прямой вопрос мастер не ответил, но и не опроверг мои предположения. Как принято у многих исследователей и интерпретаторов творчества Куприна, Андрей Сергеевич сделал основной темой своего спектакля безответную любовь.
Коллективное осознанное
Первое, что бросается в глаза (причём в прямом смысле с самого начала) – это умение режиссёра так выстроить массовые сцены, что запоминается каждый второстепенный герой. И служанка, и шарманщик, и рыбаки… Постановщик умело использовал наработки и природные данные всех тверских исполнителей.
В роли мечтательной горничной Даши блистает Анжелика Панкова, в образе рассеянного добродушного профессора – Евгений Романов. И пусть здесь нет неожиданных режиссёрских решений и неординарных актёрских работ, в целом всё смотрится так органично, действие настолько выстроено, что не хочется ворчать. На подмостках действительно ансамбль!
У Андрея Цисарука как инсценировщика вышло прекрасно сотканное из сюжетных линий полотно. Где каждый на своём месте – вот Яна Голубева в малюсеньком эпизоде о неудачном замужестве одного из главных героев буквально одним взглядом и поджатыми губами передаёт характер лживой мотовки, а вот в другом эпизоде-иллюстрации Евгения Голубева воплощает этакую полковую Мессалину. С развязным громким смехом и вульгарным макияжем.
Действие происходит на берегу Чёрного моря, и всю массовку одели в серые, похожие на рыбацкие плащи. Но минимализм в одеяниях, скорее, оттеняет яркость драмы с кроваво-красным гранатовым браслетом.
Полифония
Хочется просто аплодировать стоя режиссеру, грамотно и уместно подобравшему приём, когда действие одновременно происходит и на переднем, и на заднем плане. К примеру, пока Вера Шеина (Юлия Бедарева) общается с сестрой Анной Фриессе (Виктория Козлова), на втором плане Георгий Желтков (я попал на показ, когда играл Сергей Бескакотов) сочиняет новое письмо для Веры.
Это своего рода полифоничность. Герои чётко выполняют действия, могут о чём-то говорить, и наше внимание, как в кино, переключается с одних актеров на других. Иногда, помимо переднего и заднего, подключается средний план. И вот словно в таком танце актёры двигаются по сцене, не мешая друг другу. При этом они проживают каждый момент, а не действуют на автомате.
Особенно эффектно это смотрится, когда один из героев рассказывает о чем-то, а другие актёры становятся действующими лицами этих воспоминаний, словно ожившей картинкой-иллюстрацией. Так происходит, в частности, когда ностальгирует генерал Аносов в исполнении колоритного и харизматичного Константина Василенко.
Конечно, самому актёру ещё далеко до возраста изображаемого им повидавшего всякое почтенного военнослужащего, но плед и кресло-качалка помогают добавить возраста. А умение солидно держать себя у Константина Васильевича не отнять.
Так вот, когда он рассказывает о своём романе во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов, или же вспоминает случай в полку с влюблённым прапорщиком, или же задумывается о собственной женитьбе – все эти моменты проигрываются на сцене. Это заставляет зрителя сильнее сопереживать героям, и придаёт динамики действию, основанному на прозаическом произведении.
Ещё одна особенность – всё ритмизировано. Вот гости Шеиных один за другим поднимают кружки выпивая чай и, будто с издёвкой, смакуют его, вот актёры подхватывают фразу партнёра или повторяют её, но с другой интонацией, выражая иную эмоцию. Так разговоры о погоде и природе приобретают подтекст касательно чувств героев, а прозаический текст обретает особую лиричность.
Звезда пленительного счастья
Принято говорить, что короля играет свита. Замечательно, когда играют и король, и свита, как в случае с «Гранатовым браслетом» в театре драмы. Актриса Юлия Бедарева исполняет роль Веры Шеиной с нескрываемым наслаждением. Залу передаётся эта неистовая увлечённость процессом. Не ошибусь, если скажу, что с 2017 года мы не видели Юлию Викторовну в главной роли (по крайней мере, в театре, а не в кино).
Юлия Бедарева в самом начале берёт очень спокойную, житейскую ноту: вот, в городской квартире ремонт, приходится сидеть на даче на берегу моря… А затем, по мере того, как фигура неизвестного почитателя начинает маячить где-то на периферии праздника в честь именин – запиской, подарком (тем самым браслетом) – актриса всё чаще хмурит брови, морщит лоб. Но ловко «выныривает» из состояния тревоги, общаясь с гостями или слушая очередную историю пришедших на семейный обед.
И эмоции в ней копятся до развязки, когда судьба её тайного обожателя решается. Тогда «и жизнь, и слёзы, и любовь…»
Вера в исполнении Юлии Бедаревой прекрасна, как один из драгоценных камней в украшении. Т.е. она сверкает, завораживает своими красотой и талантом, но при этом не выпадает из общей композиции. И с Геннадием Бабиновым (князь, суровый муж Веры), и с Викторией Козловой (сестра Анна), и с внезапно появившимся на сцене Александром Расовым (гость в доме Шеиных, появление в эпизодах) – со всеми она находит общий язык. Не теряя при этом лёгкой холодности и спокойности.
Мне сложно представить себе более подходящего по психотипу и внешности актера на роль телеграфиста Желткова, нежели Сергей Бескакотов. Худощавый, слегка нескладный, невротического склада характера, с длинными «пальцами пианиста». Именно таким видится «маленький человек», который пишет письма замужней даме, испытывая искреннюю любовь к ней.
Характерная деталь – у него дома стоит специальный стол для письма, какие во времена Куприна были в кабинетах служащих. Словно Георгий Степанович только и живёт тем, что пишет письма Вере Шеиной, надеясь на ответ…
Сергей Сергеевич очень точно воспроизвёл внутреннюю силу человека «с смешной фамилией Желтков». Его уверенность в своих чувствах, его умение смотреть прямо в глаза мужу той дамы, которой он семь лет время от времени отправляет пылкие послания. Тон его голоса, когда он говорит о любви, звучит максимально твёрдо.
Но мне не хватило надрыва в игре Сергея Бескакотова. Т.е. внешний облик Желткова и, к примеру, сцена общения с князем Шеиным диссонируют в моём восприятии. Конечно, ясно, что человек находит в себе твёрдость, когда его чувства настоящие и сильные. Но, кажется, что герой первоначально должен быть несколько более растерян. Тогда будет ярче видна эволюция образа.
Браслет на память
Как пишут на официальном сайте театра драмы, произведение «Гранатовый браслет» редко удается встретить на театральных подмостках. В таком случае тверичанам особенно повезло – Андрей Цисарук поставил классику так, что следить за его режиссёрскими задумками, как минимум, любопытно. И пусть некоторые приёмы, как, к примеру, долгая немая открывающая сцена, кажутся излишними, а темп местами проседает, всё-таки, в общем и целом, такого многогранного «граната» тверскому театру не хватало.