В прошедший уик-энд произошло событие, вряд ли оставившее равнодушными тех, кому интересна культурная жизнь нашего города. В Тверском Академическом Театре Драмы состоялась премьера спектакля «Провинциальные анекдоты». Режиссером постановки стал Валерий Персиков.
Конечно, анекдотов зрителям никто не рассказывает - это слово применяется в его устаревшем значении (невыдуманный, но экстраординарный случай). Во второй половине XX века классик советской драматургии Александр Вампилов написал, а позже объединил две пьесы с весьма комичным сюжетом. Связывает эти истории провинциальность, которая начинается с места действия - гостиницы, с её скупым и однообразным интерьером и заканчивается героями, со всей их «нестоличностью».
Коротко о сюжете. В первом анекдоте, «Случае с метранпажем», происходит конфликт между администратором гостиницы Калошиным и постояльцем, Потаповым, приехавшим из Москвы. Во время футбольного матча приёмник гостя сломался, и он был вынужден обратиться за помощью к соседке. Хорошенькая девушка, не смотря на поздний час, любезно предложила послушать футбол в её номере, вот только работник заведения оказался ярым противником нарушения порядка. Если зрителю не известно, кто такой метранпаж и почему с ним нельзя ссориться, то интереснее всего узнать об этом именно из спектакля.
Во втором анекдоте, «Двадцать минут с ангелом», к страданиям от похмелья командированных экспедитора Угарова и шофёра Анчугина добавляется ещё и безденежье. У кого они только не просят помощи – и у постояльцев гостиницы, и выглядывают спасителя среди зрителей. В конце концов желающий дать пьяницам денег находится, причем даром, не взаймы. Но в чём же подвох?
Благодаря поворотному кругу, обе истории держат зрителя в напряжении и сменяют друг друга на протяжении всего спектакля. Эпиграфом к постановке стала цитата Н.В.Гоголя: "Кто что ни говори, а подобные происшествия бывают на свете, — редко, но бывают". Стоит отметить, что на тверской сцене такие «происшествия» случаются не впервые. В 1981 году Валерий Персиков уже ставил в театре «Анекдоты». Также не в новинку и сам драматург - до 2014 года на малой сцене шел спектакль по пьесе Александра Вампилова «Прошлым летом в Чулимске».
Ближайшие дни, когда можно увидеть постановку - 12 и 22 ноября. В спектакле заняты: народные артисты России Константин Юченков, Леонид Брусин; заслуженные артисты России Валентин Кулагин, Вячеслав Грибков, Залим Мирзоев; артисты Тарас Кузьмин, Виктория Козлова, Геннадий Бабинов, Ирина Погодина, Борис Михня, Алексей Майский, Яна Голубева, Зоя Андреева.
Публикуем рецензию на "Провинциальные Анекдоты" от корреспондента Степана Каменева: Как крутится наша жизнь?
В эпоху технократизма можно сказать, что, как лента новостей. А что объединяет нас всех? Думаю, в настоящее время многие, ни секунды не сомневаясь, скажут, что социальные сети. И несмотря на (надуманную или нет) серьёзность намерений пользователей этого изобретения человечества, а как же – нужно же сделать селфи и выложить, полайкать и т.д., и т.п. – порой их смешит такая вещь, как мемы, визуальные и словесные. На моём, кратком, веку на все эти вопросы раньше можно было дать один ответ – анекдоты.
Именно они ходили в народе в доинтернетовскую эпоху, они порой были связующим звеном между бомжами и олигархом, богемой и политиками. В детстве мне казалось, что этот жанр вечен. Сейчас же, чтобы его услышать, я прихожу в театр. В «Провинциальных анекдотах», по задумке, как драматурга, так и режиссёра, вечный двигатель. Очень подчёркивает эту черту произведения вращающаяся сцена. А на ней в виде декораций воплощено всего четыре комнаты гостиницы и очень условный коридор, и действует ограниченное количество героев (никакой дополнительной массовки). И, если смотреть глобально, это добавляет эффект ещё большей замкнутости пространства, обреченности персонажей вновь и вновь попадать в одни и те же ситуации. Кстати, по задумке В.А. Персикова, сюжеты первого и второго акта пьесы раскрываются параллельно, что, безусловно, добавляет постановке динамичности. Всё крутится, в т.ч. и сцена, люди пересекаются друг с другом, совершенно незнакомые «добавляют» друг друга «в друзья», иногда грустят, хотя чаще смеются.
И, кстати, в зале чаще всего люди веселились и даже хохотали. А, заряжаясь хорошим настроением, некоторые из них, даже сами балагурили. В антракте с головой пришлось окунуться в век XXI. В проходе и ложах делали селфи, в поисковиках искали загадочное слово «метранпаж», которое звучало со сцены, но, впрочем, оно даже для слуха современников Вампилова было архаизмом. «Я сегодня зашёл вообще случайно», – из уст знакомого звучит как: «Не на ту гиперссылку кликнул, не туда, не на тот сайт, перешёл». Две интеллигентные и милые расходятся во мнениях диаметрально: «Мы оба медики, ох уж эта алкогольно-спиртовая тема, её здесь прямо концентрат, как будто во времена писателя больше ничего и не было». На это можно возразить, что, безусловно, из любой эпохи есть свои плюсы и минусы. Есть и свои проблемы. Некоторые – вечные. «Это же правда, а если мы порицаем это и смеёмся над бедой, значит, мы понимаем, что вот такое – не пример для подражания». С этим сложно не согласиться. «Держит внимание, а я с трудом держу себя, чтобы не загуглить – что такое «метранпаж», – отмечает молодой человек, пришедший с девушкой. «Мы часто ходим, чтобы потом посоветовать родным, друзьям и знакомым», – мне чудится, что в этот момент дама его сердца нажимает на своём гаджете, которые находится в пяти сантиметрах от бутылки с колой, «рассказать друзьям». «Я бы не сказал, что это похоже на российский сериал, они, в большинстве случаев, по-моему, про милицию», – отмечает мужчина средних лет. Супруга вторит ему: «Здесь поднимаются вечные вопросы».
А ведь и правда. Для наблюдательных любой случай из жизни анекдотический. Многие темы – поистине вечные. Не зря ведь существует словосочетание «библейские анекдоты». Жизнь неповторима, как соль шутки, и всё в ней повторяется, как анекдот, что тоже смешно. И нет ни столичных, ни провинциальных. Впрочем, приметы времени и места также на лицо. Это и радио в каждом номере, по которому идут спортивные трансляции, и репродукции классической живописи на стенах, и сакральные три рубля, которых не хватает на изобретение Менделеева, и сто рублей, составляющих целое состояние, и ощущение всевластия и хамоватый стиль общения администраторов и мн.др. Главное, чтобы у шуток не выросла борода. А в данном случае всё зависит от исполнителей ролей, воплощающих вечные типажи. И они не переигрывали, они изображали всё широкими мазками, но соблюдая меру. Так и должно быть в спектакле с элементами социальной сатиры. Потому что как футбольному болельщику, роль которого исполняет Валентин Кулагин, ТАК не переживать за любимую команду, когда эмоции перехлёстывают? как типичной советской уборщице, нравы которой передаёт Зоя Андреева, ПОСТОЯННО не ругаться на нерадивых постояльцев и не корить их? как товарищам, особенно Угарову, портрет которого вывел Тарас Кузьмин, УЖАСНО не страдать абстинентным синдромом, когда беспробудно пьёшь уже три дня? Каждый вносит свою лепту, каждый рисует своего героя, т.к. герои анекдотов, на самом-то деле, не меняются, они стереотипны и воплощают самые яркие черты своих прототипов. И актёрам это удаётся. Как они оказались в той или иной ситуации не стоит рассказывать словами. Анекдоты нужно передавать из уст в уста, со сцены зрителю. Но два акта всё-таки выматывают. Главное ведь, не затягивать юмористическое повествование. Это искусство. Впрочем, как и умение его слушать.
P.S. Из-за зацикленности на электронной теме и каком-то страхе, сначала этот текст был написан от руки. Лучший момент: пьяный экспедитор, которого играет абсолютно трезвый Тарас Кузьмин; худший момент: как такового, нет, только лишь, как было сказано ранее, протяжённость действия несколько смущает. Мой вердикт: 8 из 10.
Текст: Арина Гаврилина
Фото: Дарья Любимова
Рецензия: Степан Каменев