Медиа - Интервью - Вся кремлёвская рать: Не надо обобщать. Интервью с Михаилом Зыгарем
Вся кремлёвская рать: Не надо обобщать. Интервью с Михаилом Зыгарем
2016-06-07 13:07:31

«Вся королевская конница, вся королевская рать…» Но это мы не о новом фильме про Алису. Мы про ту, реальную страну Чудес, где все живём, и которая отражается в своеобразном Зазеркалье.
Но есть и попытки разобраться в реальном положении дел. В Тверь приехал Михаил Зыгарь (экс-главный редактор телеканала «Дождь»), автор политического бестселлера «Вся кремлёвская рать. Краткая история современной России».
Сразу отметим, что Михаил уже полгода не работает на телеканале и лишь иногда записывает программу со звучным названием-тёзкой «Зыгарь». А в настоящее время вкладывается в новый проект «Свободная история России».
И встречу лектор начал с исторического экскурса в Россию начала ХХ века, до 1917 года, и параллелей с нынешним временем – тогда также все подозревали всех, искали внутреннего врага, который был виноват во всех внутриполитических неурядицах и, конечно же, состоял в сговоре с иностранными шпионами. Далее разговор зашёл о стереотипах и мифах. Пересказывать его для тех, кто не присутствовал, не имеет смысла.
А разговор, который состоялся уже со мной, можно разбить на такие тезисы: 1. Все мы – журналисты (писать или не писать – вот в чём вопрос), 2. Хватит быть уточкой, повторяющей: «Всё очень плохо», 3. Не истерите и не паникуйте, не надо так.
- Мне как журналисту, извините уж, буду говорить о нашей братии, интересно ваше мнение по поводу развития региональных СМИ. Даже ещё конкретнее – телевидения.
- Смотрите, с одной стороны, я – не большой знаток регионального телевидения. Но с другой, за годы работы на «Дожде» нам часто приходилось и контактировать, и брать на работу журналистов из регионов… Уровень у всех разный. Как я понимаю, с телеканалами в регионах – вообще беда. Им особенно тяжело. Потому что качественных и независимых СМИ, в целом, на этом уровне и так не очень много.
Все просто копируют федеральную схему, как минимум. Есть и отдельная песня – региональные ГТРК. Не хочу никого обидеть, но это просто бич тележурналистики. Все стандарты, которые они прививают – это тяжёлая, иногда непоправимая «болезнь». Чаще всего – совковая. Лексика, манера подачи… Нормальные люди в жизни так не говорят. Переучить их очень сложно. У нас даже на сленге есть выражение – человек с ГТРК. Современное ТВ, должно быть похоже на кино, на сериал. Кстати, в отличие от областников условные федералы с «России-1», при всех контентных ужасах, стилистически очень по-американски работают, беря на вооружение манеру телеканала «Fox News», а не советских агитпропов.
- Как вы считаете возможен ли сценарий, что в регионах закроются частные телеканалы и останутся лишь государственные?
- Я считаю, что развитие Интернета и соцсетей всех нас спасёт. Моё глубокое убеждение – с развитием этих площадок каждый человек становится журналистом. Он не только снимает, пишет и запускает стримы, но и может транслировать это солидной аудитории. Это другой уровень роли СМИ в мире. Это сложная реальность, к которой нам нужно привыкнуть, но она очень, по-моему, позитивная.
- Многие считают, что в наше время нужно осваивать несколько профессий, совмещать несколько функций. Понятно, можно говорить, что не лучшее время для журналистики, в целом, не лучшее время идти в профессию… Но если уже начал, стоит ли становится многостаночником?
- Я не знаю… Не бывает универсальных специалистов. Считаю, любым делом лучше заниматься хорошо, вдумчиво. С другой стороны, никто же не заставляет человека заниматься только журналистикой. Ведь – это не совсем профессия, особенно сейчас. Это образ жизни, это образ мысли. Такая картина мира, которая предполагает критическое отношение к фактам, источникам информации, желание думать, анализировать, делиться своими наблюдениями с окружающими. Вот. Любой современный человек – журналист. Конечно, в более выгодном положении тот, у кого есть опыт, бэкграунд, контекст. Заканчивать журфак абсолютно не обязательно. Но, если закончили – ничего страшного тоже нет.
- Да, у всех по-разному. Возвращаясь к конспирологическому мотиву, который прозвучал в вашей лекции, возможно ли, чтобы СМИ постоянно транслировать только лишь, что всё хорошо, что всё в порядке? Кажется, что в обществе есть на это запрос. И многие журналисты, по-моему, действуют только в рамках этой концепции. Как вы думаете – во что это превращается?
- Я надеюсь, что любой естественный процесс, любая естественная конкуренция рано или поздно возникает. Даже в той ситуации, когда конкуренции как бы и нет, и быть не может. Если нет качественных СМИ и некачественных СМИ, которые между собой конкурируют, а остались только вторые, то всё равно возникает конкуренция. Аудитория всё равно начинает выбирать то, что ей кажется более адекватным, требует этого. На одной и той же сказке, на одной и той же конспирологической теории невозможно держать аудиторию в напряжении бесконечно долго, десятилетиями. Сейчас не Советский Союз, благодаря Интернету, по-моему, такое не повторится. Процесс кажется необратимым.
- В какой-то мере соглашусь… Но бывают же ситуации, когда люди разочаровываются в нынешнем положении дел и уезжают. Несмотря на то, что до определённого момента им казалось, возможно ещё что-то исправить, подписав петицию, допустим.
- Не все, не все уезжают. При этом у нас, слава Богу, сейчас такая ситуация, при которой никакой отъезд не является окончательным, навсегда. Это, как правило, временные вещи. Считать, что какие-то шансы отсутствуют – нельзя. Как говорит Леонид Геннадьевич Парфёнов, всегда нужно искать окошко возможностей. Оно всегда есть. Если одно закроется, другое откроется. Или, к примеру, форточка даже. Мне кажется, это закон жизни.
- Просто порой кажется, что вокруг истерия и паранойя…
- Если такое ощущение возникает, это не значит, что мы должны поддаваться этим настроениям. Нужно стараться сохранить спортивное здоровье (улыбается).
- Ну, да, получается, что конспирология накладывается на конспирологию, что ещё хуже. И всё же помогает образование и знания противостоять натиску мракобесия, с вашего позволения?
- У разных людей – разные системы ценностей. И нет абсолютной правды. Каждый оценивает одни и те же события с точки зрения своих ориентиров… Не случится никогда такого, что мы всем расскажем правду, и все прозреют и всё поймут. Даже, к примеру, ситуацию на Украине все оценивают, исходя из своей картины мира. Никого невозможно перевоспитать.
Подводя итог нашей беседы, Михаил отметил, что важно всегда приводить факты, говорить о конкретном. Поэтому мои рассуждения о роли духовности в жизни россиянина и борьбе с наукой Михаил с улыбкой прервал: «Всё это разговоры в пользу бедных, а мы же журналисты. Читайте мою книгу, там конкретика. Не надо обобщать».
Благодарим за организацию мероприятия и помощь в содействии к подготовке материала наших коллег - издание "Караван+Я".
С героем материала общался Степан Каменев.
Фото: Алексей Назаров.
комментарии: