Медиа - Интервью - Михаил Борисов: с нетерпением ждём свидания с тверским зрителем
Михаил Борисов: с нетерпением ждём свидания с тверским зрителем
2019-09-12 14:14:16
Первой премьерой стартовавшего на прошлой неделе 274-го театрального сезона Тверского драматического театра станет комедия-аттракцион «Свадьба Кречинского», поставленная по пьесе драматурга А.В. Сухово-Кобылина.
Удивительно, но это произведение, которое шло и идёт во многих российских и зарубежных театрах, не ставили в Твери.
В театре драмы «Свадьбу Кречинского» ставит известный театральный режиссёр, актёр, педагог и телеведущий Михаил Борисов. За 3 недели до премьеры мы встретились с ним и выяснили, как же будут «женить Кречинского» в Твери, а также – поговорили о жизни Михаила Борисовича и роли театра в стране.
– Михаил Борисович, по первой профессии вы инженер-технолог разработки подземных угольных месторождений. Как же вы оказались в театре и на ТВ?
– Мой отец работал в театре, и я вырос в закулисье – и, честно сказать, никакой другой карьеры кроме театральной, я себе и не представлял. Но неожиданно для меня «против» высказались родители. Отец категорически заявил, что профессия артиста театра сопряжена с большими сложностями и просто нищенская. «Успеха достигает один человек из ста, выступающих на сцене», – говорил он мне.
– И что в итоге?
– Я пошёл поступать в горный институт на Ленинском проспекте в Москве. Если уж не театр, то мне было всё равно, куда. И я выбрал университет, который был ближе к дому. Но, знаете, кому суждено утонуть, тот в огне не сгорит. Можно сказать, что я по-настоящему учился там всего полгода, а потом меня затянуло – сначала в студенческий театр, а после – во всесоюзный КВН. За четыре года стал чемпионом Москвы и вице-чемпионом СССР. Играл до закрытия Клуба в 1972 году.
Уже окончив университет, я сам стал режиссёром студенческого театра и работал в народном театре. И там попался на глаза педагогам Щукинского училища. В 28 лет я поступил в «Щуку», имея большой телевизионный и сценический опыт. Поступил с первого раза – был уверен в себе и знал, что если не получится с первого раза, то больше никогда туда не приду.
– У нас в Твери две команды КВН – ставшие знаменитыми «Плюшки» и набирающие силу «+7». Клуб весёлых и находчивых сейчас очень популярен в народе. Расскажите, чем отличается современный КВН от игры тех лет?
– «Доисторический» КВН был авторским, а сейчас – исполнительский. Разделение труда произошло. Мы сами и писали, и ставили, и играли, всё было на первобытном уровне. А сейчас он уже с серьёзной профессиональной основой, со звёздами из разных городов, потом превращающимися в звёзд шоу-бизнеса всероссийской величины. А нас тогда от ТВ отгоняли, цензура была. Сейчас в КВН как в современном футболе – легионеры, скауты, врачи в команде, а раньше было, как в первенстве СССР 70-ых годов прошлого века – вчерашние работяги просто обували бутсы и бежали, и играли. В настоящее время всё финансируется, спонсируется. Тогда мы делали всё интуитивно...
– Если Александр Масляков позовёт вас сыграть на сцене в какой-нибудь «ветеранской» команде с вашими коллегами по той сцене, тем же Леонидом Якубовичем, согласитесь?
– Тогда Лёня взял меня под свою опеку, мы – птицы одного гнезда. А так – нет, думаю, никто уже не позовёт. Там в КВН должна молодая кровь гулять. Смотреть игры – приглашали, участвовал в юбилейных передачах. «Блажен, кто с молоду был молод, блажен, кто во-время созрел» (смеётся). Всему своё время.
– «Щуку» часто называют институтом «тяжёлого обучения магии». Чем для вас была учёба там? Есть в этом магия?
– Щукинское училище – проверенная многими десятилетиями методика обучения актёров и режиссёров, которая приносит и будет приносить отличные результаты. Блестящая актёрская школа. Там умеют подготовить артиста так, что он инициативен, самостоятелен, живуч в конкурентных обстоятельствах. Он идёт в ногу со временем – его выпускники играют и ставят в самых современных жанрах, придерживаются принципов гротеска, вахтанговского фантастического реализма и др. Зритель любит это.
– Как вы вообще выбираете произведение для постановки? И почему «женить Кречинского» вы приехали к нам?
– Выбирать надо, опираясь на опыт, чутьё, чувство современности, а не только на меркантильные соображения. Очень важна актуальность – то, что зритель поймёт и чем проникнется сегодня. Чаяния, надежды, тайные помыслы – всё должно быть угадано в пьесе. Ну и выразительные средства стоит подобрать современные. И, безусловно, важно распределение ролей. Все эти соображения и привели меня в Тверь, где, как ни странно, ещё ни разу не ставили «Свадьбу Кречинского». Это одна из трёх лучших русских комедий.
– Тверь – город, где переплетаются комедия и драма, традиции и новации… Чем собираетесь удивлять тверского зрителя?
– У вас очень хорошая публика, не агрессивная (смеётся). Я посмотрел много работ театра драмы перед тем, как взяться за работу – зритель очень доброжелательный и внимательный. Тверь – город театральный. Поэтому будем разговаривать на современном театральном языке. Бытовые реалии сегодня неинтересны – никто не пойдёт в театр смотреть, как варят щи.
Храм Мельпомены, вероятно, уже проигрывает ТВ и интернету. Но в театре, в отличие от высокотехнологичных развлечений, живой человек говорит с живым человеком. Телевизор и интернет в этом плане никогда не догонят театр. И вот я хочу поговорить со зрителем о насущных проблемах на поле, где мяч на стороне театра. Создание сценических образов, художественная литература как первоисточник, умение акцентировать внимание на «вечных темах», которые поднимаются в классической литературе и т.д. Я надеюсь, что мы с аудиторией поймём друг друга.
– «Свадьбу Кречинского» ставили ещё во времена Российской империи. Что же покажут сейчас, спустя два века, на тверской сцене – это будет классический пересказ или какие-то инновации с упором на современность?
– Мы максимально возможно открываем эмоциональную составляющую этой пьесы. Наша жизнь сегодня такова, что «лицензия» на произнесение правды зачастую находится в руках фокусников, имитаторов, иллюзионистов. Они нам что-то обещают, заставляют верить – а потом мы с удивлением замечаем, что это всё фикция, и никто этих целей не преследовал. «Свадьба» решена в форме цирковых номеров. Но будет и непременная психологическая составляющая. Человеческие типы за эти пару столетий в России не изменились. И вот мне кажется, что очень важно понять, какое наказание могут получить люди, которые доверились иллюзии.
– В списке актёров - артисты из Твери и Москвы…
– Да (перечисляет): Тарас Кузьмин, Валентина Мартьянова, Константин Юченков, Сергей Коноплёв, Олег Хрычёв…
– Меня больше всего интересует Аманда Кварацхелия. Она – новое лицо в нашем театре. Справляется?
– Аманда – молодая девушка, получившая роль Лидочки. Очень хорошая артистка, знаю её по процессу обучения в Щукинском. Талантливая. Посмотрим, что у неё получится.
– А как считаете, случайный человек, не интересующийся театром, может пойти на «Свадьбу Кречинского»?
– Мне кажется, да. Театр не требует предварительной подготовки, он всегда был очень демократичным. Первая черта этого искусства – доступность, зрителю всё должно быть понятно. Вторая, характерная для русского театра – соучастие, сопереживание, т.е. зритель должен сопереживать героям постановки. Ну и третья – яркая театральная форма. Мы следовали этим принципам. А как оценит зритель – посмотрим. Мне тоже очень интересно. Я с нетерпением жду первого свидания с публикой.
– От успеха постановки зависит ваше дальнейшее сотрудничество с драматическим театром?
– Конечно. Мы все зависим от результата. Театр – это честное соревнование. Занавес открывается, приходят люди – и, если им интересно, мы обязательно вернёмся. То же касается и артистов – если у них есть желание, будем работать дальше. Театр жесток – не потому, что жаждет крови, а потому что справедлив. Делаешь плохо – уступи место тому, кто сделает хорошо. Мы надеемся на «честный зрительский суд». Если всё сложится, бог даст, ещё увидимся с тверичанами.
– Как вам вообще в Твери, вы наверняка не первый раз у нас?
– Да, у меня был здесь творческий вечер, плюс я приезжал на встречу с друзьями. У меня тут много выпускников. Мы общаемся с Джоном Шенгелия, Арсеном Агамаляном, Тарасом Кузьминым, Алексеем Марковым. Мне нравится ваша размеренная жизнь, в Москве она быстрее и нервознее.
– В качестве постскриптума не могу не поздравить вас с грядущим 1300-ым выпуском «Русского Лото». Вы для миллионов россиян уже стали отчасти родным и каждые выходные решаете судьбу – дарите кому-то баснословные деньги, квартиры и авто. Дело эмоционально затратное. Нет ли у вас какой-нибудь усталости за эти годы – от людей, от самого процесса?
– Веду лотерею 25 лет. Только положительные эмоции. За эти годы я видел огромное количество их счастливых людей, которые выиграли. У меня очень хорошая роль – я раздаю. Ни разу ко мне никто не подошёл и не сказал, мол, отдайте мои 100 рублей. Люди фотографируются со мной на удачу. В вашем вопросе уже есть ответ – осчастливить хотя бы одного человека в неделю – разве это может надоесть? Надежда, она необходима человеку. Надежда на удачу, надежда на счастье... И вот эта надежда, положительные эмоции от сбывшихся мечтаний жителей моей страны – это меня здорово подпитывает.
– А наоборот – оставить театр, сцену и остаться один на один с бочонками и карточками – не возникало желания?
– Нет, никогда. Я никогда не бросал театр, «Щуку», ГИТИС. Я вообще не могу понять людей, которые говорят «вот буду делать только одно». Я таких потребностей не испытывал, и моё желание везде успевать даёт мне свободу и уверенность. Да я и не знал, что «Русское Лото» будет продолжаться столько лет. Нужно всем, что интересно, заниматься параллельно. Иначе вы ничего не успеете, если будете действовать последовательно.
Премьера спектакля «Свадьба Кречинского» на большой сцене Тверского академического театра драмы 26, 27, 28 сентября. Забронировать билеты можно здесь. Справки по телефонам: 32-22-92; 32-09-09
Благодарим за помощь в организации интервью завлиту ТАТД Степану Каменеву.
комментарии: