тверской информационный портал
Одной строкой
19.05 12:09
ПАО "Ростелеком" информирует абонентов-юрлиц Тверской области: с 01.06.2023 тариф на проводное радиовещание вырастет до 321,2 рублей
05.04 13:47
Известный в Твери предприниматель ищет «светлячков» для помощи колясочникам
13.02 14:08
В Торжке 63-летний мужчина унёс у соседа два телевизора
13.02 14:07
В Твери мужчина украл тюбинг из подъезда на улице Фрунзе
28.12 18:36
На пожаре во Ржеве погиб пожилой мужчина, тяжелые ожоги получила малолетняя девочка

Медиа - Интервью - Итс нот Джоук, итс Джок: Интервью с тверским художником граффити Виктором "Джоком" Лебедевым

Итс нот Джоук, итс Джок: Интервью с тверским художником граффити Виктором "Джоком" Лебедевым

2015-09-21 22:48:00

Итс нот Джоук, итс Джок: Интервью с тверским художником граффити Виктором "Джоком" Лебедевым

Идя от остановки до дома тверского художника Виктора «Джока» Лебедева, я не успел заметить расписанных стен домов или заборов, несмотря на то, что беседовать я собирался с человеком, который профессионально занимается искусством граффити. Пройдя весь общий коридор и дойдя до лестничной площадки, где живёт мой собеседник, я тоже не увидел нигде следов краски. Дверь - вот на чём было первое изображение – довольно милый мишка.

Оформление комнаты в стиле творческого человека – минимализм, из вещей только самое нужное, зато в коридоре на двух дверях маркером изображены тэги (подписи, которые оставляет райтер, граффити-художник – прим. автора).

Впрочем, эта манера оставлять лишь узнаваемые надписи для Виктора – далёкое прошлое. Когда он в 2002 году сразу по окончании школы приехал в Тверь из Заозерска, Мурманская область, вечером главным досугом было – как раз таки «бомбить», т.е. на сленге райтеров – оставлять где-то изображения без официального разрешения. Чаще всего – собственный ник, тогда это был Joker.

– Даже маркер сооружал себе сам, брал несколько обычных, вынимал из них стержни, разрезал, скреплял вместе. Это сейчас есть специализированные магазины, где всё подаётся. А тогда были только свободное время и желание творить. А вдохновлялся музыкой, привезённой ещё на кассетах. Увлечение этим видом стрит-арта пришло ко мне на Севере, году в ‘97, когда было повальное увлечение хип-хопом.

В Твери же Виктор сначала получил профессию "технолог продукции общественного питания", а затем начал учиться на эколога, но бросил. Творчество всегда брало верх.

– Ещё в школе прилежно учиться и делать домашние задания было скучно, и любую свободную минуту я посвящал наброскам, перерисовывал чьи-то работы. А по переезде новые знакомые, в том числе из Венециановки, всегда подбадривали не бросать баллон. Хотя, тогда я мог не рисовать ничего два года, а потом по чьей-то просьбе выполнял портрет. Какое-то время пытался строить жизнь, как все, каждый день ходить на работу. Но потом внутренние противоречия стали нарастать, и три года назад я вновь начал активно красить.

Сначала это были его трафаретные рисунки, а затем и большие полноцветные работы. Через товарищей «по банке» (на профессиональном сленг – баллон с краской – прим. автора) он узнал об Илье Холодове, с которым вместе делает мир чуть ярче и добрее.

- Какие есть плюсы и минусы от сотрудничества с ним?

– Всегда рад его поддержке, сотрудничаем вот уже около двух лет. Ценю помощь в поисках помещения для мастерской, т.к. дома уже работать неудобно, тем более два месяца назад родилась дочь. Однако, бывают организационные накладки, в которых зачастую Илья не виноват. К примеру, недопонимание со стороны заказчика – что нужно сделать, в какие сроки, а главное – сколько это будет стоить.

Виктор говорит, что совсем не против, если бы специальный человек из властных структур, курировал их с коллегами работу. Тогда недопониманий стало бы меньше.

– Сейчас, в связи с экономической ситуацией, многих пугают суммы даже в пятнадцать тысяч рублей. А ведь 50% бюджета работы идёт на краску. Люди думают, как будто художник рисует только за идею, для собственного удовольствия. Обычно просят о рассрочке. Объясняю, что для покраски стены 3 на 5 метров необходимо самого материала купить на половину гонорара. Я даже эскизы работ бесплатно делаю, особенно для госучреждений.

Впрочем, недавно расписывали здание в Савватьево, на работу ушло три дня, и благодарные заказчик даже выделил небольшую сумму сверх той, что ушла на краску. Это приятно удивило.

- Коммерческие заказы?

- Их заказчики - люди более требовательные. Они, конечно, сложнее, но и выгоднее.. Есть, реально, деньги и желание. Но когда просят расписать стену детского сада или детского центра, забор около площадки или рекреацию в школе – просто невозможно отказать, это ведь для детишек.

- Езжу рисовать в область, если реально добраться за два-три часа до населенного пункта. А вот за пределами региона оказываюсь редко, не выдаётся случая. В июне первый раз принимал участие в традиционном фестивале «Taste my skills» в Клину. Сейчас совсем не до участия в больших мероприятиях, да и для этого, считаю, нужно иметь узнаваемое имя. Но, надеюсь, в будущем удастся вырваться из будничной суеты.

- Что можете сказать о своём стиле, как он формировался? Насколько я понял, в картинах много доброго, светлого и, порой, сказочного. Часто ли возникало недопонимания со стороны горожан, когда граффити было не столь популярно, или случаются казусы до сих пор?

– Я – самоучка. Всегда отталкивался от опыта других. Вначале очень вдохновляли работы немецких художников, например, команды FX Crew. Были, правда, и российские мастера – Basket, Warm. Смотрел видео с их работами ещё на видеокассете, искал статьи в журналах. Как я уже говорил, если можно так выразиться, и вандалить пришлось, расписываясь, набивая руку. Первая полноцветная работа в Твери появилась в 2013 году - это был лев, с моей подписью, на заборе по дороге в Мамулино.

- Мне всегда казалось, что я отличаюсь от обычных хулиганов тем, что… (правда, честно говоря, я не против, когда ребята ходят и расписывают электрички, например, ведь это – адреналин, острые ощущения и порой красиво)… важно, как отреагируют люди. К примеру, в то время, когда мы рисовали трафареты, ездя на велосипедах, несколько раз доводилось общаться с полицией. Убегать не любил никогда. Стражи порядка видели, что мы не просто портим стены, а делаем город красивее. Они говорят – понимаем, но закон – есть закон. Правда, всегда отпускали.

Недавно в центре города рисовал портрет девушки, с собой не было письменного разрешения от МГЕР, и прохожий начал спрашивать о том, позволил ли мне главный архитектор города, а затем и вовсе вызвал полицейских. Ну, я спокойно краски собрал, стою жду. Пришлось часик посидеть в отделении, пока не принесли бумагу от Ильи. Когда отпустили, пошёл заканчивать.

Я ловлю себя на мысли, что много раз проходя по городу действительно видел какие-то из работ, они и правда радуют глаз, а порой – отличаются необычным подходом и позитивом.

Есть из той же серии трафаретов стоящая вещь, по моему мнению, которую я называю «Счастливый билет». Ею особенно горжусь, честно говоря. На мой взгляд, редко, когда получается что-то интересное сделать. Большинство работ – это красиво, мило, но по-настоящему необычно редко что-то выходит. Мне всегда необходимо, чтобы человек остановился, улыбнулся, сфотографировал, может быть. Всё это не просто для себя. Нужно, чтобы не возбранялось обществом, иначе – как жить? Я рад, что порой за меня говорят больше продукты моего творчества, а не я. К примеру, стоишь в компании, а про твои творения высказывают что-то хорошее, не зная даже – кто их автор. Здорово же.

- Если уж мы заговорили отчасти об деперсонализации. Как ты относишься к работам знаменитого анонимного граффити-художника Бэнкси?

– Гм… Писать картины на социальные темы нужно уметь, должен быть определённый склад ума, не всё так просто. Не у каждого, у кого есть желание, и кто берёт в руки банку, может получиться подобное, над этим нужно работать, оттачивать мастерство. Лично я предпочитаю изображать более простые вещи. Мне зачастую заказчики предлагают какие-то элементы, из которых в конечном счёте складывается полотно. Например, во Ржеве чётко обрисовали концепцию – орден, «Катюша», лес. Я набросал, как и всегда, примерный эскиз, а в процессе работы уже что-то доделывал, здесь – место импровизации.

Автор признаётся, что спонтанность из работ сейчас уже понемногу исчезает. Редко удается выбраться и сделать что-то только для себя. Приходится часто думать над тремя вещами сразу. Иногда и от любимого занятия хочется отдохнуть.

– Раньше упорства было больше, мог год над метровым холстом сидеть, что-то маслом маленькими кисточками по чуть-чуть выписывать, сейчас уже хочется делать что-то большое и быстро. Или вот, например, участие в каких-то перфомансах, шоу – не моё. Хочу расписывать фасады, делать большие, красивые вещи. Чтобы было какое-то развитие. В Савватьево, кстати, был первый опыт.

- А какие технические средства помогают в создании работ? 

– В том же Савватьево, для того, чтобы украсить здание, где размещается администрация поселения и дворец культуры, и перенести на него рисунок, примерно за три часа, использовали подъёмник. А затем поставили строительные леса, и я бегал по ним, раскрашивал. А так – лесенки, стремянки – обычные атрибуты граффити-художника. Потому что подъёмник – это реально дорого. В среднем, 1,5 тысячи рублей в час. За три дня – уже около 30. На краску в два раза меньше тратишь. Правда, те, для кого это уже бизнес, просят 100-150 тысяч за роспись фасада.

Это, когда начинаешь только творческий путь, едешь в Торжок, чтобы нарисовать медведя с разбитым сердцем на каждой стене, потому что тебя бросила девушка из этого города. Тогда там приходится использовать, например, шкаф, бочку… Чтобы дотянуться. Случай, кстати, как раз из моей практики. Молодой был, глупый, через разные вещи проходилось проходить.

- Есть ли в планах создание фотоальбома с вашими работами?

– Не все сфотографированы. Да и пока не было задумок. В ближайших планах – зарегистрироваться в соц. сети Instagram, чтобы размещать там фото своих работ. Недавно знакомые сказали, что там тусуются не только так называемые хипстеры, но и те, кто занимается художественным творчеством. А вообще я сам, например, фотографироваться не люблю. Если только меня кто-то снимает за работой. Публичность – не моё, я даже не ставлю под работами хэштэги (# – специальные символы, по которым можно найти информацию в интернете – прим. автора).

И, несмотря даже на то, что к нашей беседе, и публикациям в СМИ вообще, Виктор не очень серьёзно относится, недавно он давал интервью для телеканала «Культура», в котором рассказал о том, простите за тавтологию, что такая культура, как граффити существует в нашем городе и развивается. Как мне кажется, интенсивно и ярко.

- Есть ли какие-то, если можно так выразиться, любимые работы среди своих?

– Нет, всегда критично отношусь. Бывает даже, что нарисовал, забыл. Что-то лучше получается, что-то хуже. Иногда дополняешь и усложняешь картину прямо во время работы над ней. Не часто, но бывает, что те, кто заказывал, следят за рисунком и просят исправить ситуацию, если на моём граффити какие-то недоброжелатели нанесли что-то поверх.

Сам же Виктор расписывает элементы интерьера квартиры, краем глаза я замечаю цветастую батарею отопления, превратившуюся в кусок лужайки. Это те работы, которые всегда рядом с ним, также он мне показывает одну, очень ценную для него, на холсте – лев. Глядя на дреды Виктора, напоминающие гриву, понимаешь, что этот образ – знаковый для него. Небольшая картина навсегда останется в его коллекции и не будет продана ни при каких обстоятельствах.

– А вот прямо любимых граффити и того, что хотелось бы повторить – нет. Такое не для меня. Недавно расписывал машину, должны были быть одинаковые узоры на двух бортах. Первый пошёл гладко, а второй – уже со скрипом. Главное, это когда ты в силах реализовать задуманное, а не когда можешь повторить. Однако, совсем недавно Виктор за три дня расписал три строения Тверского Водоканала в честь его 150-летия. Такой «марафон», по словам автора ему по душе.

Скоро сезон заканчивается. На морозе рисовать уже никак. Однако до этого жители города смогут насладиться работами автора, которые буду раскрашивать жизнь тверичан в яркие цвета даже в пасмурную осеннюю погоду.

И уже когда я иду обратно на остановку после беседы, вижу одно из зданий Водоканала, на котором висит праздничный баннер, и изображён привлекающий глаз красотой и сочностью красок забавный пингвин-сёрфер на волне.

P.S. Вполне возможно, что этим текстом мы откроем цикл интервью с тверскими граффити-художниками.
 
Беседовал Степан Каменев
Фото: автора и Виктора "Джока" Лебедева


комментарии:


Также в новостях


Лента новостей
ФОТО
ВИДЕО
ТОП читаемых