тверской информационный портал
Одной строкой
19.05 12:09
ПАО "Ростелеком" информирует абонентов-юрлиц Тверской области: с 01.06.2023 тариф на проводное радиовещание вырастет до 321,2 рублей
05.04 13:47
Известный в Твери предприниматель ищет «светлячков» для помощи колясочникам
13.02 14:08
В Торжке 63-летний мужчина унёс у соседа два телевизора
13.02 14:07
В Твери мужчина украл тюбинг из подъезда на улице Фрунзе
28.12 18:36
На пожаре во Ржеве погиб пожилой мужчина, тяжелые ожоги получила малолетняя девочка

Медиа - Фото - Фантастическая свадьба: Преступления Кречинского

Фантастическая свадьба: Преступления Кречинского

2019-10-05 00:02:19

Фантастическая свадьба: Преступления Кречинского

В Тверском академическом театре драмы впервые с 1944 года поставили спектакль «Свадьба Кречинского», определив его жанр как комедия-аттракцион.

Режиссёр-постановщик – заслуженный деятель искусств России, лауреат правительственной премии в области культуры Михаил Борисов. Работа с перерывами шла с мая месяца.

Новшество, лично я ни разу не видел такого, состояло и в том, что в драматическом прошёл открытый предпоказ. С аншлагом.

Пьесу про московского шулера, который мечтает поправить положение дел женитьбой, Александр Сухово-Кобылин писал, находясь под следствием – с 1852 до 1854 года. Литератора обвиняли в убийстве француженки-любовницы – Луизы Симон-Деманш.

Если обратиться к историческим реалиям царской России середины XIX века, можно узнать, что в обществе начал образовываться новый слой – «разночинцы». Образованные люди недворянского происхождения – выходцы из крестьян, мещан, купцов, мелких чиновников и духовенства. В высший свет получили пропуск и сомнительные личности.

Из грязи в грязь

Главный герой Михайло Васильич Кречинский (артист Тарас Кузьмин) всеми силами пытается избежать участи банкрота. На эту задачу работает большинство сценографических ходов, изобретённых режиссёром. Реальное положение вещей у мошенника скрывает занавес из обмана.

В «русском мире», где всё интенсивнее стали развиваться капиталистические отношения, а деньги значат всё больше, уместны декорации цирковой арены. Писатель Александр Свияш заметил: «Наша жизнь — это далеко не театр. Это сплошной цирк, и мы в роли главных клоунов».

Семья Муромских, ярославских помещиков, и становится невольными участниками «представления» «светского льва». Главная героиня Лидочка, в исполнении Аманды Кварацхелии, будто заговорённая движется в путы Кречинского. В первой части представления периодически раздаётся звон колокольчика, после которого юная дева словно забывает себя и начинает говорить и делать то, что угодно «кукловоду». Меняется даже пластика движений.

Лидочкина тётя Анна Антоновна Атуева, которую воплотила на сцене блистательная Валентина Мартьянова, ведётся на внешний лоск. Неслучайно она время от времени разговаривает с попугаем Макроном, который твердит ей то, что дама хочет слышать. Мартьянова выбирает для своей героини мотивацию быть тёщей «завидного» зятя. Именно поэтому Атуева слегка цинично делает замечания, что трепещущее от любви сердце Лиды скоро успокоится. Налёт фривольности есть в том, что женщина почтенного возраста в одной сцене задирает ногу в панталонах и частенько стреляет глазами в сторону Кречинского.

Пётр Константиныч Муромский (Сергей Коноплёв), отец невесты, и Владимир Нелькин (Сергей Бескакотов) – деревенские помещики, волею судеб заброшенные в столицу. У обоих под сюртуками косоворотки, а одеяния выполнены в оттенках коричневого. Сергей Коноплёв, используя комедийные наработки, «вылепил» образ благодушного старичка, который не смеет перечить и потворствует сестре и дочери. А Сергей Бескакотов, по задумке создателей, постоянно носится с чемоданчиком, в котором ждут своего часа два дуэльных пистолета, будто кричашие, что пылкий юноша вечно готов лезть в схватку. «Правда, где твоя сила?..»

Сон разума

Действо начинается с эпизода сна Лидии Муромской, где все кружатся в танце на балу. Финал же «Кречинского», где Тарас Кузьмин подсказал режиссёру сильное и оправданное решение развязки, будто символизирует, что все наконец очнулись от дурного наваждения. А, к примеру, в эпизоде помолвки молодых крестят не иконой, а подушкой.

В рамках вахтанговского метода режиссёр Михаил Борисов эксплуатирует такие приёмы, как гротеск, гипербола и вкрапления в виде эстрадных номеров. «Фантастический реализм» сочетает в себе острую форму (в ней многие метафоры воплощаются в жизнь – боксёрские перчатки, появляющиеся из ниоткуда, рупор как аллегория молвы, маска быка – реальное животное и т.д.) с психологизмом К.С. Станиславского.

Исполнители проживают на площадке небытово, минимум декораций в совокупности с продуманным символизмом каждого предмета дают пищу для воображения. Вот картонный памятник Минину и Пожарскому напоминает нам, что всё происходит в Москве, вот Царь-колокол заменяет собой колокольчик над дверью, а вот конструкция посреди подмостков становится то шкафом, то дверью, а то и вовсе долговой книгой и т.д.

Мизансцены и взаимодействие актёров на сцене выстроены с применением мейерхольдовской биомеханики. Т.е. каждый шаг, каждый жест выверен, уместен и подчёркивает какую-то эмоцию и мысль. Это похоже на движение шахматных фигур по доске. За эту часть работы был ответственен режиссёр по пластике Джон Шенгелия.

Весь вечер на арене царствует Кречинский, он словно конферансье в чёрном плаще «с кровавым подбоем», в блестящем жилете, объявляет следующий номер. Неслучайно его выход на «арену» сопровождается звучанием т.н. «Булгаковского марша» из «Варьете»: «Его превосходительство любил домашних птиц и брал под покровительство хорошеньких девиц!!!..» Это перепевка водевиля XIX века, звучащая в 12 главе романа «Мастер и Маргарита».

Вся, условно говоря, «чертовщина» на Михаиле Васильевиче, Тарас мастерски превращает трость в цветы, вытаскивает из шляпы кролика, из-за пазухи собеседника цветную ленту… Ирония состоит в том, что простота этих трюков понятна нам, но очаровывает героев.

Появляется Тарас и захватывает свои позиции очень яро – в первой же сцене в прямом смысле сгребает в охапку Аманду, т.е. Лидочку, сверкает глазами, поражает знанием и дамских нарядов, и деревенского уклада жизни. Рассказ о последнем режиссёр трансформировал в мини-школьный урок с поднятыми руками и ответами Муромских. Затем, по ходу дела, достигнутое закрепляется – и мошенническая схема удаётся, и пылают огоньки в очах. Но к концу «великий комбинатор» сдувается и выкидывает коленца достойные провинциального прохвоста, а не «богатыря, мага и волшебника».

Зло в белых перчатках

Короля играет свита – гласит расхожая фраза. И в этом случае можно смело говорить о теме «маленького человека» в пьесе. Центральная фигура окружения Михаила Кречинского – Иван Антоныч Расплюев, сыгранный московским актёром Олегом Хрычёвым. 

Постмодернизм, царящий на сцене, заставляет исполнителя из «униженного и оскорблённого» быть, скорее клоуном-трикстером главного героя, характер которого изображается широкими мазками, а не филигранно. Упомянутое направление в искусстве диктует использование различных стилей и приёмов, иногда не сочетающихся друг с другом, что создаёт ироничный эффект.

Олег Алексеевич взял юмористическую ноту и, отчасти, передразнивает своего «вожака» – Кречинского. Вслед за шулером, надо думать, не столь простонародного происхождения, Расплюев пытается пробиться в свет, «пройти в дамки». На мой взгляд, это прекрасно обыграно в монологе, когда он рассказывает о собственной значимости в деле с бриллиантом. Ярким акцентом становится и появление на экране портрета Наполеона. В тени такой личности и наёмники кажутся благороднее.

В их состав входят, наподобие воландовских слуг – роковая женщина (Кристина Потапова), преданный камердинер Фёдор (Илья Быков), уже упомянутый «мелкий бес», которого «в дворяне бубновый король жаловал» Иван Расплюев (Олег Хрычёв) и двое униформистов (Алексей Лапшин и Алексей Алексеев). Последним хочется искренне отвесить низкий поклон за чудеса акробатики.

Отметим, что, в целом, комедийность и яркость временами перевешивает драматическую составляющую. НО! Это при условии, что актёры «видят и слышат» друг друга. А действие в отдельных эпизодах идёт на нескольких уровнях – авансцена, пространство рядом с задником, кулисами и т.д. Было интересно подмечать детали, которые проработали и довели до ума.

Спектакль-аттракцион «Свадьба Кречинского» заставил задуматься не только о самой истории, но и о том, как современное общество воспринимает театр, готово ли говорить о серьёзных вещах в лёгкой форме, о роли кречинских-гастролёров, о том, что форма не всегда означает содержание и т.д. Претензии к произведению есть, но как сказал Армен Джигарханян: «Нам очень важно, чтобы в результате нашей встречи – я имею в виду кино, театр – мы вышли обеспокоенными!». А беспокоиться и переживать есть о чём. Значит, идеи и смыслы достигли сердец и умов части аудитории. Без излишнего морализаторства.


Оставить комментарий:

Теги: театр тверь свадьба кречинского кречинский тверь борисов тверь тарас кузьмин михаил борисов афиша твери события в твери тверской театр




Также в новостях


Лента новостей
ФОТО
ВИДЕО
ТОП читаемых