В самом центре Твери, на месте бывшего кафе "Баскин Роббинс" по адресу ул. Желябова, 29/25, уже несколько месяцев работает новое заведение "Папа жарит мясо", проект известнейшего российского певца Сергея Жукова.
Weekend посетили само заведение, попробовали местные блюда и напитки, а заодно и поговорили с Сергеем о музыке и еде.
W: Здравствуйте, Сергей! На музыке группы «Руки вверх» выросло много моих друзей и знакомых. Многие песни знает и молодое поколение. Как получилось, что ваши песни стали хитами? Как думаете, когда было проще молодым артистам раскрутиться - в 90-е года или сейчас? Просто современные технологии и интернет позволяют чуть ли не каждому стать артистом.
С.Ж.: Ну вот вы сами и ответили на свой вопрос. Безусловно, сейчас сделать музыку намного проще. В наше время всё было по-другому. Раньше и встречи были другие. Мужчина ждал свою девушку, и у него не было мобильного, чтобы позвонить и узнать где она, уже рядом или опаздывает. Согласитесь, это было круто. У нас была своя романтика, своя эклектика, своё какое-то человеческое, крафтовое состояние.
Вот и то же самое испытывали мы тогда в 90-е. Например, для первых своих песен, которые мы записывали, нужно же было где-то брать модные звуки. И их было просто невозможно достать – их просто не существовало. Поэтому что мы делали: мы эти звуки самостоятельно сэмплировали даже не с дисков, а с кассет. Поэтому первые песни были записаны таким образом, буквально на коленке. Для записи бочки, например, мы просто били по коробке ногой.
W.: Но получилось же по итогу хорошо.
С.Ж.: В том-то и дело. И поэтому я безумно счастливый человек, что мне удалось это всё пройти. У нас сейчас музыкант любой, у кого установлен «Фрути лупс» или любая другая музыкальная программа. Даже на телефонах они уже есть. Поэтому каждый сейчас может тремя нажатиями взять и чего-нибудь там сварганить. То есть с точки зрения доступности это идеально: можно найти любую библиотеку, любые биты, любые звуки, любые западные аналоговые синтезаторы. Всё, что душе угодно. Если бы нам показали бы это в то время, когда мы записывались, мы, наверное, сошли бы с ума. И это с одной стороны очень здорово, но и плохо. Почему плохо – потому что сразу снижается качество.
Поэтому сейчас я проведу простое сравнение, которое сразу же ответит на ваш вопрос. Вот в 90-х появилось некоторое количество групп на эстраде и каждая из них до сих пор выступает на сцене. Или же, если не выступает, то каждая песня этой группы до сих пор хит. Иванушки интернешнл, Андрей Губин, Блестящие, Стрелки, Шура, Руки вверх, Дискотека Авария – на любой вечеринке играет хотя бы одна их песня. Это не говоря про дискотеки 90-х и всё прочее. А ведь были и ещё и другие, например Акула или Турбомода. И все они сейчас при работе. Групп в 90-е было не так много, зато каждая била «прям в бровь и глаз».
А сейчас, когда меня спрашивают, слышал ли я такую группу, я и был бы рад её слышать, но, к сожалению, таких групп огромное множество. И из них стреляет всего пару. Но зато сейчас можно на определённых платформах нажать кнопку «загрузить» и песня сразу же уйдёт во всемирную паутину и может получиться так, что утром я проснусь знаменитым.
Такое в 90-х было невозможно. Потому что не было интернета, не существовало никаких музыкальных каналов, ничего этого не было. Единственными способами раскрутиться были радио и телевидение. Больше ничего не было. И вот если ты попадал, к примеру, в «Утреннюю почту» или другую музыкальную программу, то тебя видела вся страна и все сразу тебя знали. В общем, мы прошли более долгий путь. Сейчас, к примеру, можно прислать песню адресату за секунду. В 95-м для этого я бы пошёл на почту и отправил бы бандероль с кассетой. Через месяц она бы дошла к вам, и вы бы включили её в кассетный магнитофон. А потом бы переписывали с кассеты на кассету, чтобы дать друзьям послушать. Поэтому, безусловно, у нас всё было очень непросто и я вдвойне горд, что, несмотря на все эти сложности, миллионы кассет расходились и продавались по стране. Значит, это была настоящая такая честная народная любовь. Потому что никого нельзя заставить просто так купить что-то. А вот заставить скачать можно.
Поэтому если раньше ты сделал хит, то это действительно был хит. Сейчас же можно, простите, «пропукать» или прокряхтеть в микрофон или вообще ничего не пропеть в песне, издавая какие-то невнятные звуки. И это всё равно становится популярным, потому что «типа тренд». Но вся эта «псевдомода» не даёт артистам ничего положительного, поскольку их как быстро начали слушать, также быстро про них и забыли. Попадаются сейчас и хорошие песни, которые становятся хитами надолго. Но за секунду звездой на долгое время всё же не стать, для этого надо поработать.
W.: Да, я сам помню, что когда мы учились в школе, искали кассеты зимой. Было холодно, кассеты не везли, два раза в неделю работал рынок, и мы всё ходили и искали нужные кассеты.
С.Ж.: Помните, как говорили «можешь поставить первую песню? А перемотайте на вторую?»
W.: Конечно!
С.Ж.: Для этого действительно надо было перематывать, и это было действительно круто. Это такая вот забытая эклектика. Сейчас, когда детям показываешь кассету, они спрашивают «а что это?»
W.: Как думаете, почему мода на 90-е уже идёт несколько лет, и при этом совсем не сбавляет обороты? Проводятся выставки, турниры и многое другое. С чем связана такая мода?
С.Ж.: Сразу скажу, мода на 90-е не только не сбавляет обороты, но и будет только расти. Сейчас объясню почему. Это напрямую связано с моим рассказом про 90-е. Основная масса людей в стране это люди от 30-ти до 45-ти. Они чётко знают, что хотят в жизни, они работают, у них есть семьи, дети, машины. Получилось так, что сейчас всем «рулят» люди, которые в 90-х были маленькими. И вот их захлестнула безумная ностальгия по тому времени. У этих людей, которые были девочками и мальчиками в 90-х, очень положительные и добрые воспоминания о своём детстве. Они с такой эйфорией вспоминают эти первые жвачки, первые напитки, первые джинсовки и куртки-«варёнки» и всё остальное. И сейчас, когда они уже состоявшиеся люди, мамы и папы, то они могут всё себе позволить. Например, купить новую одежду, поехать отдыхать, зарабатывать. Но единственное, что они не могут себе позволить – снова стать детьми. Они никогда не смогут ощутить ещё раз тех безумных эмоций. А им этого очень хочется это снова испытать. И именно поэтому тренд на 90-е это всегда успех.
У «Руки вверх» этот виток очередной очень взрывной: огромное количество концертов, десятки тысяч на стадионах. И это все те слушатели, которые в 90-х были детьми и студентами.
И теперь самое главное – это почему так долго длится. Ведь было бы логично, что пять лет бы всё продлилось и всё - и на смену моде на 90-е должна прийти мода на нулевые. Но этого не происходит. А всё потому что в 2000-ных случился тот самый дурацкий застой. Если я сейчас вас попрошу назвать артистов, которые возникли в то время, то кроме нескольких имён мы с вами больше ничего и не вспомним. Из тех, что были на слуху, это Земфира, Звери и Мумий Тролль. Но это уже рок-музыканты.
W: Зато сейчас в музыке вовсю возвращается мода на звучание как в 90-е. Например, очень популярны такие артисты как «Dead Blonde» и «GSPD». И они как раз раскручиваются на ностальгии по тем временам.
С.Ж.: Ну это далеко не весь список. Вы послушайте «Niletto», Хабиба или многих других молодых исполнителей. Подобное я писал в 90-е на клавишах. Мода циклична.
W.: Вы не раз были с концертами в Твери. Как вам наш город?
С.Ж.: Тверь - один из самых близких городов, куда можно приехать с концертом. А так у меня есть интересная история, связанная с вашим городом. В 90-е там жил мой чудесный товарищ-пират. Он занимался пиратскими кассетами, а «Руки вверх» в то время как раз только раскручивались. Я приезжал к нему в гости и отдавал первые наши песни, ещё до того, как стали известными, в его сборники. Дом у него был завален кассетниками. Он вставлял сто кассет, нажимал на запись и копировал. Так вот пираты помогали «Руки вверх» стать популярными.
А ещё удивляет, что всего в паре сотен километров от Москвы живут совсем другие люди. Вот серьёзно. Не знаю с чем это даже связано. Может быть, там до сих пор витает дух императрицы Екатерины. Видимо она как-то влияет на всех, и есть что-то такое императорское у людей.
А ещё мне нравится, что в Твери спокойно. Я вот социофоб и боюсь людей. На концерте их может быть хоть 10 тысяч, а вот в метро или автобусе я спокойно проехать не смогу. Потому что ко мне сразу все подходят, просят сфотографироваться и вот это вот всё. Поэтому всегда стараешься на улице проводить как можно меньше времени. А вот в небольших городах всегда спокойно: можно погулять или куда-то сходить.
Я уже давно хочу приехать в Тверь и посетить свой ресторан, но пока не получается. Пандемия накладывает всё же свои коррективы. Но как только появится возможность, я обязательно приеду.
W.: А как вообще появилась у вас идея заниматься общепитом? «Папа жарит мясо» - уже большой проект. И, насколько я знаю, есть ещё и другие. Просто многие музыканты сейчас открывают свои заведения, это прям тренд сейчас, и не у всех получается долго продержаться. Но вот у вас всё хорошо.
С.Ж.: Почему именно рестораны? За мою жизнь мне предлагали уже столько бизнесов, и 90% того, что предлагалось, было очень чуждо мне. К примеру, предлагали открыть сеть заправок, разрабатывать карьер, давай вложимся в драгметаллы и много чего ещё. Я отвечал так: «Ребят, это, конечно, всё прекрасно и здорово, но я не берусь заниматься тем ,что я не люблю и не понимаю. Поскольку глупо делать то, что не нравится, и что ты не понимаешь. Это не бизнес для меня. Поэтому я выбираю то, что приносит мне удовольствие, и что я умею и знаю. А что я умею и знаю? Я могу делать людям хорошо. Я могу сделать так, чтобы люди были счастливы, на концерте ли, или в моём ресторане. Поэтому я даю людям то, что они любят больше всего – хлеба и зрелищ. Зрелище у меня всегда было, поэтому пришло время хлеба.
После открытия нескольких баров «Руки вверх» и ресторанов мы поняли, что нам не хватает какой-то народной марки. Можно делать сколь угодно модный ресторан, продавать «фуагру», поджигать, делать шоу и всё прочее, и туда будут ходить люди. Но нет ничего лучше, чем накормить миллион человек вкусной и понятной едой. И когда мы стали думать, что же больше всего люди едят, то выяснили, что это пицца, суши, шаурма и бургеры. Это четыре основных продукта, которые едят миллионы людей. И из этого списка мы решили заняться самым понятным для всех – шаурмой. И эта история переросла из шаурмы и стала развиваться дальше. Что в итоге и вылилось в бренд «Папа жарит мясо».
W.: А почему именно «Папа жарит мясо»?
С.Ж.: Потому что никто не жарит мясо лучше мужиков. Лучшие повара во всём мире – это мужчины. Поэтому мы любим, умеем и знаем, как это делать. И делаем это с любовью.
Сначала мы опробовали эту историю в Москве и Подмосковье. Конечно, пандемия немного подпортила развитие, но всё же мы открылись и в Твери. Причём в более серьёзном формате, практически ресторанном. У нас красивое оформление, посадочные места, большое меню, много вариантов мяса и прекрасное место в центре. И получился вот такой вот новый формат. Скажу даже больше, что мы понимаем, что даже этот формат всё равно требует новых вливаний и креатива. Поэтому открою небольшой секрет: в 2022 году мы будем вводить абсолютно новые линейки блюд. Потому что мы понимаем, что люди всегда хотят чего-то нового. Мы сейчас продумываем новые ходы, чтобы удивлять людей, и чтобы они заходили к нам в гости чаще.
W: Я слышал интересную историю, почему за основу вы взяли именно шаурму. Говорят, что где-то в Москве у вас было любимое место, где была самая вкусная шаурма. Как я знаю, вы даже хотели возродить этот рецепт и у вас это получилось.
С.Ж.: Да, всё верно. Люди моего круга сходится во мнении, что самая вкусная шаурма, которую они ели, была в общежитии РУДН. На территории общежития в подвальчике студенты из восточных стран открыли ларёк с шаурмой. У них был уникальный чесночный соус и они одни из первых стали класть внутрь картошку-фри. Все сначала говорили, что это кошмар, возмущались как так, как можно в мясо картошку класть. Но туда ехали все: звёзды, их охранники и водители, обычные прохожие и студенты. В общем, творилось что-то невероятное. Она была дешёвая и самая обычная, но вкусная до безумия. И когда я пытался это повторить, то я искал сочетание соуса, потому что вкусный соус это 90% успеха. Остальное это свежие продукты и хорошо приготовленное мясо.
W.: А можно ли детям есть такое блюдо, как шаурма?
С.Ж.: Конечно можно. Я, когда рассказываю это родителям, у них широко открываются глаза и они такие «как так-то». Они говорят, что фаст-фуд это вредно, что это очень калорийно. Но, когда я спрашиваю, чем они обычно кормят своих детей на обед, то они говорят, что курицей, салатом и хлебом. Но ведь в шаурме всё то же самое. Курица? В шаурме она есть. Салат? Тоже есть. Кусок хлеба заменяет лаваш. У нас есть окрытая шаурма: курочка, салат, лепёшка, овощи. И тогда родители говорят: слушай, что это получается, это практически то же самое, что наши дети едят дома?
Мы же не жарим всё это в масле. Мясо готовится перед вами на вертеле, на огне. Можно попросить просто положить меньше соуса, а в основном же в состав блюда входит салат и курица. И когда рассказываешь это людям, то они понимают, что это действительно нормальная еда, чего не скажешь, к примеру, о бургерах.
W.: Кстати, вот вы открываете точки по России. Заметили, наверное, что в том же Питере шаурму называют шавермой. А знаете, как называют это блюдо в Твери?
С.Ж.: Нет. Как?
W: Шаварма. Тут тоже интересная история, как так вышло. Первое заведение с этим блюдом у нас открыли сирийцы, и они называли блюдо шавармой. Оттуда всё и пошло.
С.Ж.: Самое главное, чтобы это было вкусно. А так можно назвать как больше нравится. Это же всё идёт из народа. Если народ полюбил блюдо, то они могут ласково и «шавой» его назвать. Мы в названии заведения избежали слова шаурма, поэтому легко можем подстроиться под местную специфику и добавить любые местные позиции от шашлыка до брискета.
W.: А вообще сложно совмещать концертную деятельность и бизнес?
С.Ж.: К счастью, я окружён талантливыми и профессиональными людьми. Один бы я, безусловно, не потянул бы всё это никаким образом. Первый ресторан я открыл 16 лет назад, и всё это время мы переживаем разные периоды: развиваемся, переживаем кризисы, набиваем шишки, учимся и набираемся опыта. Поэтому мне очень сильно помогает моя команда. Дай бог, чтобы и дальше мы развивались с ними вместе.
W.: Большое спасибо вам за интересный рассказ, теперь ждём вас в гости в Твери.
С.Ж.: Обязательно приеду. Буду рад видеть всех в нашем заведении!
На этой дружеской ноте мы попрощались с Сергеем.
Заведение действительно достойное и самобытное. Что точно понравилось, так это созданная атмосфера. Помещение не очень большое, но уютное. Зимой тут можно комфортно посидеть и перекусить, что немаловажно. Кухня – открытая, так что спокойно можно посмотреть, как готовиться твоя шаварма. Кстати, здесь широкий выбор шавармы: от «студенческой» до «папиной с говядиной». В меню, помимо шавармы, есть рёбрышки, шашлык, батат, донеры и многое другое. Так что обязательно заглянем туда ещё не один раз.
Познакомиться с меню и атмосферой бара можно по ссылке "Папа Жарит Мясо Тверь".
Кирилл Булычев