С чего начинаются самые трагичные и страшные истории?
Бывает, и не угадаешь… Даже если съел счастливый билет, это не гарантирует, что поездка обязательно будет приятной. Если всё же будет, то – что ждёт в пункте назначения? Порой ничего обнадёживающего. Особенно, если вы сели на трамвай «Желание». Зрители Тверского академического театра драмы проехали по всем кругам маршрута.
История закручивается вокруг девушки, которая потеряла себя и пытается начать всё заново. Но, как замечает сама героиня, она почти «отпрыгалась». И вот Бланш Дюбуа пребывает в Новый Орлеан к сестре, и жизнь её отнюдь не превращается в условный ла-ла-лэнд и джаз.
Вначале думаешь, что это прекрасная идея – надеть на актрису петличный микрофон, чтобы ей удобнее было «играть» связками, понижая тембр, создавая ту особенную хрипотцу, дополняющую образ. Потом узнаёшь, что Юлия Бедарева просто лишилась голоса - и это вынужденная мера. Но ведь звучит, вкупе с нарочитым растягиванием слогов, очень концептуально. Да и вообще, все жесты, ужимки, движения неврастеничной особы, – всё смотрится очень органично. Отыгрывая непростые эмоции, актриса выкладывается на максимум, вписываясь в гнетущую атмосферу, прорисовывая пугающие моменты.
За вторым номером числится Стэнли Ковальски в исполнении Тараса Кузьмина. Это муж сестры Бланш – Стеллы. Он с первого же мгновения, мягко говоря, невзлюбил гостью. Их конфликт можно охарактеризовать как ссору трамвайного хама и загадочной незнакомки. Порой начинаешь думать, что они как личности стоят друг друга. Кажется, Тарас Кузьмин с лёгкостью воплощает черты сильного, беспардонного и заносчивого героя. И взгляд, и походка, и манера держать себя – всё говорит о превосходстве, о том «кто здесь самец».
Декорации на сцене изображают двухэтажный дом. Особенно подробно показана квартира на первом – небогатое убранство двух комнат Ковальски, разделённых лишь портьерой. При этом сама конструкция выполнена из брусков, между которыми виднеется воздух, что как будто подчёркивает шаткое положение. И домашнего уюта, и отношений между людьми, и характеров обитателей.
Переходы между частями постановки через затемнение (в точности, как в тексте произведения), когда лишь слабый контровой свет проникает в щели «дома», передают загадочность.
Костюмы персонажей соответствуют духу 40-х. Понятно, что у Бланш – это бусы, драгоценности, меха, скрытые в кофре. А вот у мужчин, благодаря находке художника – в арсенале стильные фиолетовые спортивные куртки для игры в боулинг.
Визуальных приёмов много. Сочетание сценического света и расцветки одежды во время игры в покер создают описанную в пьесе «инфернальность», когда есть только «полуночное свечение основных цветов простейшего спектра».
Музыкальное оформление, по большей части, выражает состояние главной героини. Это и безумные барабанные соло, и тихий звон, и «синий» джаз. А неотступно как наваждение за Бланш следует полька-варшавянка.
В целом, можно сказать, что спектакль наполнен желаниями – жаждой жить, стремлением пошутить, посмеяться, попытками (иногда удачными) заставить зрителя смахнуть слезу и др. Вы спросите причём здесь трамвай? Вероятно, это некий символ жизни. Пока мы едем на нём по изгибистому пути судьбы, все чего-то желаем, к чему-то стремимся, о чём-то мечтаем, как растения тянемся к теплу и свету… Но вот железный монстр заворачивает в парк, и за оградой виднеются уже искусственные цветы.
Текст: Степан Каменев
Фото: Наталья Капралова