Развитие экономики Туниса напрямую зависит от внешних связей.
В первую очередь это касается заграничных поставок нефти и сырья, развития туристической отрасли и поступлений денег из других государств.
Сказывается и неблагоприятная обстановка в течение последних семи лет.
Согласно экономическим показателям, Тунис не оправился от событий 2011 года. Спустя пять лет после революции экспорт страны упал на 20% - с 19,3 до 15,3 миллиардов долларов за год.
Товарооборот с Россией с 2011 года снизился в четыре раза. Совокупный госдолг Туниса только увеличивается – на 2017 год он составил 71,3% от ВВП. Это выше показателей 1990-х годов.
С 86 года прошлого века страна попала в должники Международного валютного фонда (МВФ). Организация поставила требования к Тунису, из-за которых уровень безработицы стал выше, чем в 2011 году. Правительство не имеет плана по решению проблемы. Все это ведет к новым волнениям. Круг замкнулся.
В декабре прошлого года страна попала в черный список офшоров. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) внесла Тунис в перечень государств, не принимающих эффективных мер для борьбы с уклонением от уплаты налогов. Это говорит об активном использовании бизнеса Туниса для отмывания денег. Последствия такого курса для страны могут быть печальны, поскольку государства, попавшие в списки ОЭСР, вряд ли получат кредиты от стран Евросоюза. Экономика Туниса зависит от иностранных инвестиций.
Власти страны пытаются решить проблемы, хотя бы путем развития торговли за пределами ЕС. CEPEX помогает предпринимателям – дает им госкредиты до 200 тысяч долларов на выгодных условиях. Проблема в том, что экономика не может зависеть от дотаций, тем более у страны с огромным госдолгом.
Граждане Туниса уезжают из страны в поисках заработка. Многие терпят неудачу, так как не соответствуют стандартам Европы или попадаются на нарушениях.
К примеру, серьезный скандал случился с предпринимателем Мехди Дуссой, который владеет сетью рыбных ресторанов в Москве, Петербурге и Монако. Россельхознадзор обнаружил, что компании бизнесмена получают рыбу и морепродукты, отправленные мышьяком. В списке нарушителей числятся минимум три поставщика - Frigoport, Megrine Sete и Didon Maree. Можно только предполагать, сколько отравленной рыбы они продали в Европе.
Случай с Дуссой показывает и национальные особенности тунисского бизнеса, где взяточничество и тайные договоренности – норма.
Предприниматель оказался вовлечен и в скандал с полковником Захарченко, когда тот заплатил Дуссе 800 тысяч долларов за «прикрытие». Что именно сделал бизнесмен за такие деньги – неизвестно, но просто так ФСБ в элитные рестораны не ходит.
Славится негативной репутацией и туризм Туниса. В числе «заслуг» - хамство и безответственность. Яркий пример – сотня граждан Украины, застрявших в стране из-за авиаперевозчика Insight Holidays, который не организовал вылет туристов.
Важные сферы экономики Туниса сейчас в упадке. Причин множество: от нестабильности в политической сфере до незаконного ведения бизнеса. Прогноз для тех, кто все же отважится на ведения бизнеса, в этой стране печален. Власти не могут решить все проблемы, а другие государства пока не готовы вложиться в развитие ненадежной страны.