Кампания по борьбе с коррупцией, процессы над проворовавшимися губернаторами, суды над банкирами и прочее - по методу Аблязова.
Суды над этим и другими «эффективными менеджерами», которые только по молдавской схеме вывели из России 700 млрд рублей, позволили выделить универсальный мошеннический метод, которым они часто пользуются для избегания ответственности. Он позволяет совершить преступление, уйти от наказания и попытаться для западного мира предстать жертвой политического режима, а не банальным уголовником.
Редакция "Комсомольской Правды" проанализировала самые резонансные истории последних лет, связанные с именитыми беглецами - Сергеем Пугачевым, Андреем Бородиным, Мухтаром Аблязовым. Пример последнего наиболее показателен, ведь на Западе его знают как критика режима президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, а в России, Украине и Казахстане он фигурант уголовного дела о выводе свыше 5 млрд $ из казахстанского банка. Уже несколько лет экстрадиции Аблязова по уголовным делам добиваются 3 государства: Казахстан, Россия и Украина. Его примеру последовали Андрей Бородин и Сергей Пугачев и многие другие.
КАК РАБОТАЕТ МЕТОД
Совет № 1. Подстелить политическую соломку.
В первую очередь, необходимо заняться политикой. Это даст прикрытие на случай проблем законом. Предстать политической фигурой достаточно легко – достаточно нескольких громких заявлений, обличающих режим. Журналисты с радостью публикуют резкие заявления, общественное мнение, обычно незнакомое до той поры с беглецом, узнает его как жертву режима, пострадавшую за правду. Для усиления эффекта можно основать фонд своего имени, и опубликовать на сайте фонда информацию о самых резонансных делах последних лет (не обязательно при этом быть к ним как-то причастным).
Совет № 2. Вывести деньги.
Работа на ответственном посту открывает широкие возможности, которыми проворовавшийся чиновник/бизнесмен/управленец просто не может не воспользоваться. Андрей Бородин (Банк Москвы) вывел 360 млрд рублей, Георгий Беджамов (Внешпромбанк) - 200 млрд, Илья Юров, Николай Фетисов и Сергей Беляев (Банк Траст) - 114 млрд, рублей, Сергей Пугачев (Межпромбанк) - 62 Анатолий Мотылев (Российский кредит) - минус 62 млрд рублей, Борис Булочник (Мастер-банк) - 61 млрд рублей. Переплюнул всех в этом вопросе Мухтар Аблязов (БТА-банк), который через подставные фирмы, печати которых были найдены в его офисе, увел со счетов 5 млрд долларов.
Совет № 3. Переехать в страну со сложной процедурой экстрадиции.
Местом, которое издавна считается приютом для всех эмигрантов, имеющих проблемы либо с властью, либо с законом, является Великобритания. После резонансной истории с Александром Литвиненко, выдача оттуда является фактически нереалистичной. Чичваркин, Бородин и компания обосновались на Туманном Альбионе. Но это правило имеет исключение, что доказала история Мухтара Аблязова, которого власти Великобритании лишили политического убежища, а Высокий суд Лондона признал банкира организатором мошеннической схемы. В результате Аблязов по поддельным документам бежал во Францию. Некоторые для переезда выбирают менее безопасные страны, такие как Украина. Недавняя трагическая история Дениса Вороненкова является тому горьким подтверждением.
Совет № 4. Стать оппозиционером, преследуемым властью.
Оказавшись за пределами родины, каждый уважающий себя беглец, считает нужным объявить себя узником режима. Чичваркин, Пугачев, Гусинский, Березовский считали себя жертвами режима Владимира Путина, Мухтар Аблязов – Нурсултана Назарбаева, Дмитрий Фирташ – Петра Порошенко, а не преступниками, которых преследуют по закону. Некоторым вполне удается ввести в заблуждение не только СМИ, но и общественные организации, такие как Amnesty International. Например, Аблязов, скрывшийся из Великобритании во Франции и отбывший там тюремное заключение в середине декабря 2016 года, дал интервью авторитетной газете Liberation, в котором он попытался выстроить образ политического мученика. Регулярно дает комментарии Сергей Пугачев, рассказывая о том, как когда-то пил чай с президентом, а теперь стал жертвой. Евгений Чичваркин, скучая по отчизне и попивая вино в собственном магазине, высказывается, как он был вынужден уехать.
Совет № 5. Подать на свою страну в суд
Для закрепления эффекта, беглецу следует самому подать иск к государству, украденные у которого деньги составляют основную часть его капитала. Сам капитал обычно уже выведен через офшоры и осел в благородных странах в виде элитной недвижимости и долях в разнообразных фирмах. Это позволит долгое время держаться в новостях и влиять на возможные решения об экстрадиции. Ведь так несправедливо выдавать стране бизнесмена, «отважившегося» с ней судиться.
В конечном счете, все тайное становится явным, поэтому натягивание масок не приводит к долгосрочным успехам. В делах бежавших банкиров и чиновников прослеживается одна нить, что все они становятся пешкам в большой геополитической игре. Западные страны предоставляют политическое убежище в обмен на оставшиеся выведенные средства. Публично беглецы предстают в образе жертв режима, оппонентов Москвы, Астаны и Киева, а на самом деле их используют политически и финансово.
Как только маятник политической конъюнктуры качнется в другую сторону, к власти придут другие лидеры, такие страны как Франция и Великобритания предпочтут избавиться от преступных эмигрантов, которых они вынуждены терпеть лишь для того, чтобы иметь рычаг давления на Россию, где их ожидает судебное разбирательство.