Казахский инвестор Кенес Ракишев поделился дальнейшими перспективами развития рынка электромобилей в период посткоронавируса.
Коронавирус внёс в жизнь всей планеты значительные изменения. Отсутствие путешествий, удалённая работа, самоизоляция дома, растущий опыт онлайн-покупок... Даже встречи с друзьями у всех теперь в Zoom, а не в парках и барах. Отсутствие людей на улицах, ограничение передвижения вносит коррективы и в такую важную отрасль, как транспортный сектор. Кенес Ракишев, известный своими крупными инвестициями в проекты высоких технологий, считает, что будущее - за экологическим транспортом.
Люди начали боятся контактов - поэтому по всему миру растёт спрос на автомобили. И он продолжит рост, как только коронавирус будет побеждён. В салоне своего авто вариант заражения новой инфекцией минимален или вовсе отсутствует - это понимают все. А почему бы именно сейчас, во время этого планируемого скачка запросов на авто, не сделать этот транспорт более экологичным. Почему не создать будущее через электромобили? В среднем, за весь жизненный цикл электротранспорт выделяет на 18% меньше углекислого газа, чем машины, работающие на ископаемом топливе. Повсеместное использование электромобилей могло бы внести серьезный вклад в решение проблемы изменения климата.
До пандемии на фоне совершенствования аккумуляторов, повышения осознанности потребителей и снижения цен интерес к электротранспорту возрастал. И, несмотря на существенный спад продаж всех машин, электромобили продаются хорошо: на них пришлось 8% от общего объема продаж легковых автомобилей за первое полугодие 2020 года, что в два раза больше прошлогоднего показателя. Отчасти это обусловлено растущим спросом на экологически чистые товары. Но переходу на электротранспорт способствуют, прежде всего, государственные программы поддержки, стимулы и политики, которые делают электрокары более привлекательными.
Некоторые европейские страны активно используют эти инструменты. К примеру, в этом году французское правительство начало реализовывать государственный план по оздоровлению автомобильного сектора, выделив на это 8 миллиардов евро. А в Германии объявили, что потратят 130 миллиардов евро на стимулирование экономики, и одним из приоритетов для властей станут субсидии покупателям электромобилей. Европейский союз тоже планирует реализовать Новый зеленый пакт на 1 триллион евро, включая 80-90 миллиардов евро на стимулирование использования электротранспорта и строительство зарядной инфраструктуры.
Подобные планы выглядят многообещающе и вселяют надежду на «зеленое» восстановление после пандемии. И все же сделать еще предстоит немало. Правительства должны не только стремиться снизить стоимость покупки электротранспорта, но и думать о том, как сделать владение и пользование электромобилями более дешевым и простым, например, за счет уменьшения тарифов на парковку и проезд по платным дорогам и улучшения зарядной инфраструктуры.
Производители планируют выпускать больше моделей электрокаров
У государств есть возможность выйти из глобальной рецессии с более сильной экономикой. Но для ускорения производства и внедрения более чистых видов транспорта также очень важны усилия частного сектора. В цепочке поставок электромобилей по-прежнему есть проблемы, но их можно решить с помощью эффективных инвестиций и инноваций.
Трудности заметны уже в первых звеньях цепочки поставок. Многие цветные металлы, необходимые для производства электромобилей, — кобальт, никель, литий и медь — добывают в странах, где устойчивое развитие и права человека не в приоритете. Например, по оценкам, 60% мирового объема кобальта поступает из Демократической Республики Конго. Добывающая промышленность остро нуждается в модернизации и более жестком регулировании. Вся отрасль должна поддерживать добывающие предприятия, которые следуют общим международным правилам о справедливых условиях труда. Именно поэтому компания Кенеса Ракишева FincraftResources начала активно использовать возможности по соблюдению принципов устойчивого развития на кобальтовых и никелевых месторождениях на востоке Казахстана.
Инвестор Кенес Ракишев считает, что потенциал для дальнейшего инвестирования в подобные проекты по-прежнему значительный, и такие вложения позволят удовлетворить растущий спрос индустрии электротранспорта на некоторые цветные металлы. Для финансирования более эффективной, справедливой и устойчивой цепочки поставок металлов крайне важно сотрудничество государства и частного сектора на международном уровне.
В цепочке поставок существуют и другие проблемы, которые отпугивают потенциальных потребителей и сдерживают распространение электротранспорта. Как правило, электромобили небольшие и компактные, и бюджетных моделей на рынке не очень много. Однако некоторые производители планируют выпускать больше моделей электрокаров, чтобы удовлетворить потребности разных потребителей. Например, компания MullenTechnologies анонсировала новую линейку больших семейных электронных внедорожников, а Volvo намерена представить пять новых моделей до конца следующего года. Еще один недостаток электротранспорта — долгая зарядка: большинство электромобилей для полной зарядки нужно оставлять как минимум на четыре часа. Но инновационные компании вроде StoreDot решают эту проблему. Этот израильский стартап разрабатывает аккумулятор из нетоксичных органических соединений, который будет заряжаться за пять минут. Производство аккумуляторов может начаться уже в следующем году.
Электрификация транспортного сектора продолжается. У компаний есть мотивация, инновации и растущий аппетит для стимулирования массового распространения электромобилей. Но проблемы в цепочке поставок мешают использовать весь потенциал этого сектора. Кенес Ракишев не сомневается, что, действуя эффективно и слаженно, государства и частный сектор смогут создать среду, способствующую популяризации электромобилей, и этот сектор сыграет в важную роль в переходе к декарбонизированной чистой экономике.