Всё больше набирающие популярность российские пранкеры Вован и Лексус могу попасть под прессинг юристов.
"Первая ласточка" с возбуждением уголовного дела в отношении пранкеров - людей, представляющихся чужими именами и разыгрывающих других людей по телефону, после чего публикуя полученные данные на всеобщее обозрение - появилась в Перми. В четверг, 26 мая, мировой судья Артемова признала виновным по статье 128, части первой (клевета), гражданина Духонина. Духонин, по версии стороны следствия, в ноябре прошлого года совершил пранк, представившись заместителем полпреда по Приволжскому федеральному округу Олега Мельниченко, а затем выложил запись разговора в сеть. Именно так и поступают популярнейшие российские пранкеры, которые, по слухам, пользуются и благосклонным отношением со стороны Президента РФ.
Кто такие Вован и Лексус?
Масштабность розыгрышей - а, к слову, Вован и Лексус (в миру - Владимир Красной и Алексей Столяров) дозванивались до президентов Турции, Украины, Белоруссии) - и многие утверждали, что пранкеры действуют если не по прямому указанию российских спецслужб, то, как минимум, под их покровительством и чутким надзором. Ведь не могло же всё получатся так просто? Сами пранкеры, впрочем, это регулярно и категорически отрицают. Однако тот факт, что Владимир Краснов и Алексей Столяров регулярно становятся героями различных ток-шоу и даже политических программ на федеральных и государственных телеканалах, в рамках которых ведущие политики страны их деятельность одобряют, считают нужной, говорит о том, что к их опровержениям к причастности российских спецслужб необходимо отнестись критически.
Больше скажем - на телеканале НТВ недавно стала выходить программа «Звонок», по сюжету которой Вован и Лексус в прямом эфире разыгрывают высокопоставленных чиновников из регионов. Всё это наглядно свидетельствует о том, что Вовану и Лексусу поручено обратить внимание не только на международные отношения, но и на такие внутренние российские проблемы, как коррупция, разгильдяйство, соответствие чиновников занимаемым должностям в регионах.
В этой связи борьба заместителя полпреда в ПФО Олега Мельниченко с пермским пранкером выглядит, на первый взгляд, как политическая недальновидность. Впрочем, не будем спешить с выводами, попробуем разобраться. Возможно, пранкер обвинил Мельниченко действительно в том, на что нельзя не реагировать?
Правосудие с доставкой на дом
Оказывается, ничего криминального в выложенном ролике нет. Вот он:
Пранкер от лица Олега Мельниченко разговаривает с общественной активисткой Ириной Ермаковой и обещает оказать содействие, как следует из заголовка ролика, - в «захвате регионального отделения ОНФ» в Пермском крае. Как установило следствие, звонивший не является заместителем полпреда в ПФО Олегом Мельниченко.
Тем не менее, Олег Мельниченко фигурирует в пермских СМИ как один из чиновников, пытавшихся вмешаться в работу пермского регионального отделения ОНФ. Пермские активисты пропрезидентского движения довели информацию о скандале до Владимира Путин. Президент РФ вынужден был напомнить Олегу Мельниченко, пермскому губернатору Виктору Басаргину и другим чиновникам о недопустимости вмешательства в работу Народного фронта.
Как видим, пранкер, представившийся Олегом Мельниченко, не выдумал историю из головы, а основывался на реальных событиях. Отсюда, по всей видимости, и столь неадекватная реакция чиновника: пермские активисты ОНФ оказались ему не по зубам, решил выбрать для того, чтобы списать на кого-нибудь свой промах, фигуру попроще. Например, журналиста Духонина.
Для того, чтобы слепить против журналиста уголовное дело по клевете (!), Мельниченко вызывает к себе в Нижний Новгород, как следует из материалов дела, дознавателя, группу экспертов из Перми. Разумеется, за государственный счет. Напрягает по данному делу главного прокурора края Вадима Антипова, главу МВД по Пермскому краю Виктора Кошелева. Лучшие силы главка, прокуратуры занимаются почти полгода тем, что «шьют дело» против пермского журналиста. И все для чего?
Скорей всего для того, чтобы состряпать отчет перед начальством - о том, что все обвинения в адрес Мельниченко, будто он вмешивался в работу пермского ОНФ, поклеп и провокация.
А может все гораздо хуже?
Исходя из изложенных фактов, наверное, можно подметить, что замполпреда Олег Мельниченко как-то противопоставляет себя Президенту РФ Владимиру Путину. Президент с самого начала предостерегал чиновников на местах не вмешиваться в деятельность ОНФ, однако Олег Мельниченко почему-то это предостережение попытался проигнорировать. Или, например, Владимир Владимирович с иронией отнесся к выходке пранкеров, которые, представившись Президентом РФ, разыграли Элтона Джона. А для Олега Мельниченко, по всей видимости, глава государства не является примером, и он из-за более ничтожной телефонной шутки задействовал лучшие правоохранительные силы даже не для того, чтобы найти пранкера, а чтобы состряпать уголовное дело. Подметим данное противопоставление, но заострять внимания не будем. Есть гораздо более серьезные последствия оглашенного в Перми приговора.
Данный приговор также можнорасценитькак попытку лишить российские спецслужбы их убойного информационного оружия. Что мешает адвокату Надежды Савченко Марку Фейгину привлечь Вована и Лексуса к статье 128 часть первая (Клевета)? При этом адвокат во всех судебных инстанциях будет аргументировать свои претензии тем, что судебная практика в Перми, например, уже есть. Что мешает с такими же заявлениями в правоохранительные органы обратиться представителям президента Турции, Украины и Белоруссии? Ничего.
При таком развитии событий (вряд ли российские спецслужбы позволят осудить Вована и Лексуса) оппоненты России на международной арене будут упрекать российское правосудие в двойных стандартах, и получат за счет этого хороший козырь в переговорах. А позиция России, соответственно, будет ослаблена. Если достаточно высокопоставленный чиновник не может просчитать заранее последствия своих шагов, то соответствует ли он занимаемой должности?
Между тем…
Между тем, в Пермском крае общественно-политическая ситуация имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. Уровень протестных настроений в стабильно спокойном до прихода нового губернатора регионе, как показывают соцопросы, выше, чем в среднем по стране. Уже, как минимум, четырех чиновников из команды губернатора Басаргина осудили и привлекли к уголовной ответственности по коррупционным делам. Бывший заместитель главы администрации губернатора Кирилл Маркевич, пользовавшийся, по слухам, покровительством Олега Мельниченко, скрывается сейчас от российского правосудия в США и, по слухам, подал прошение о предоставлении ему права на ПМЖ в Испании. Рейтинг «Единой России» упал до 30% (с 54% в прошлый выборный цикл), и продолжает снижаться. И так далее, и тому подобное.
Наверное, так происходит потому, что все силы направлены не на то, чтобы сохранить порядок и спокойствие в регионе, а на то, чтобы защитить «честь и достоинство» замполпреда Олега Мельниченко?