Несмотря на все попытки властей ограничить рунет, пользование мировой сети в нашей стране становится всё более разнузданным и открытым.
Если раньше онлайн-конфликты решались на уровне «встречаемся там-то, поговорим лично» - и при этом одна из сторон с большой вероятностью не приезжала, то теперь пылкие и острые раздоры стали чуть ли не нормой общения в Интернете, а на угрозы «привыкшие» пользователи часто и не реагируют.
Всё чаще в сети мы встречаем слово «буллинг». У него есть много определений. Если коротко, буллингом называют агрессивное преследование одного или нескольких членов коллектива при неравном соотношении сил между преследователями и жертвой. Под преследованием, как правило, имеются в виду оскорбления, насмешки, демонстративное игнорирование, унижения и побои. Нередко он носит периодический характер. Чаще среди тех, кому приходится это терпеть – это дети и подростки, которые всё больше терпят и ждут, что когда-нибудь издевательства прекратятся (обычно ошибаясь – травля в интернете сейчас стала изощрённее и наглее). Отдельным пунктом стоят нападки на крупные компании, их продукты и даже – конкретных сотрудников, не угодивших при консультировании. Впрочем, чаще всего кибербуллинг – это простое желание напакостить, обратить на себя внимание или, что странно и глупо, просто «провести время в конфликте», «спустить» своё плохое настроение где-то ещё. Обычно – в нетрезвом состоянии.
Угрозы и оскорбления в сети заканчиваются по-разному – для кого-то минутным беспокойством, для кого-то – отчислением из школы или университета, увольнением, а в особенно жёстких случаях – в больнице или полиции. Допустить оскорбления над самим собой – значит спровоцировать агрессора на последующие. Давайте рассмотрим пару примеров, когда ситуации заканчивались по-разному – частный и корпоративный.
Частный буллинг: школы, университеты, молодёжные социальные группы
В прошлом году в одной из школ Твери группа одногодок из параллельных классов устроили интернет-травлю своему однокласснику. У парней (а говорили, что были и девочки) был даже целый диалог в социальной сети, где они разрабатывали «сценарий» наезда. Причём цели у представителей группы были разные – одни хотели просто поглумиться, вторые – «почесать кулаки», третьи – «научить жизни», т.е. заставить объект унижения стать сильнее. У второй стороны конечно же не спросили… Оскорбления в сети быстро перешли на уровень «завтра ты кормишь меня обедом» и «послезавтра ты убираешь за меня класс», за короткий срок разошедшиеся подростки перевели всё в реальный формат «буллинга» (над парнем стали издеваться в школе). Формат «толпа на одного» быстро погасил один из участников, которому стало жалко парня – и он обратился к учителю, являющемуся ещё и завучем школы. Итог – родители у директора, ретивую группу – к психологу и под угрозу отчисления, пострадавшего парня – под опеку сотрудниками школы.
Корпоративный буллинг: неприятие продукции, личности, конкуренция
Корпоративный буллинг – дело другое, обычно он заканчивается парой сообщений в адрес той или иной компании или производителя. Чаще всего, к слову, попадает именно производителю. Конкретный случай – с тверским холдингом «Афанасий», который только в счёт специфики своего производства (пиво) вынужден терпеть оскорбления потребителя. Обычно – нетрезвого потребителя.
Склоки, в основном, заканчиваются после пары сообщений – политика холдинга такова, что её сотрудники отвечают почти на каждую претензию и укор, вежливо предлагая решение ситуации. Однако с некоторыми «вопрошающими» это сделать невозможно – критики становятся постоянными. Недаром на производстве у «Афанасия» существует служба безопасности – особенно ретивых клиентов в сети они отправляют прямиком в полицию. Так получилось с одним из потребителей, которому так «не зашло» пиво «Марочное», что он решил написать напрямую руководителю холдинга Максиму Ларину, в сообщении грубо оскорбив продукцию компании и назвав её, проще говоря, мочой. Судя по контексту сообщения, покупатель продукции «Афанасия» был явно нетрезв. И не ожидал, какая реакция на спич последует. Оскорбления пользователь отправил с «фэйковой» страницы, а уже через сутки служба безопасности холдинга узнала его личные данные. Далее последовало обращение в полицию с просьбой, как минимум, обратить внимание на «кибербуллинг». В данный момент «фэйк» уже удалён.
Дальше – интереснее. Автор появился уже в другой социальной сети – Instagram, где нашёл популярную страницу, на которой каждый желающий даёт оценку той или иной марке пива, оставил гневные комментарии там с отсылкой на то, что его «вычислили» и он «опасается публиковаться, так как сам работает в «околоМВД» и боится последствий по работе. Кто-то парню посочувствовал, а кто-то – назвал идиотом, посоветовав почаще молчать и выбрать другую марку пива.
В итоге – пиво все хвалят, а службу безопасности аккуратно опасаются и «хейтят». А ситуация – грамотно со стороны производителя «закрыта».
- - -
За случаями безосновательных «атак» в сети по поводу неопрятного внешнего вида человека, либо не понравившейся продукции, да и множества других примеров стоит, в первую очередь, настроение и характер инициатора. Начинающий «буллинг» персонаж на первых порах даже не догадывается, что всё это может закончиться в школьном кабинете директора, в кадровом отделе при выдаче трудовой книжки или даже в отделении полиции. Почему-то принцип «оскорбить на диване» становится основным для многих наших соотечественников, успешные попытки буллинга лишь вызывают желание продолжить хейт. Последствия за это могут стать для инициаторов холодным душем.