тверской информационный портал
Одной строкой
19.05 12:09
ПАО "Ростелеком" информирует абонентов-юрлиц Тверской области: с 01.06.2023 тариф на проводное радиовещание вырастет до 321,2 рублей
05.04 13:47
Известный в Твери предприниматель ищет «светлячков» для помощи колясочникам
13.02 14:08
В Торжке 63-летний мужчина унёс у соседа два телевизора
13.02 14:07
В Твери мужчина украл тюбинг из подъезда на улице Фрунзе
28.12 18:36
На пожаре во Ржеве погиб пожилой мужчина, тяжелые ожоги получила малолетняя девочка

Новости - Культура - Борьба и поклонение стихии: В Тверском театре юного зрителя вышла новая премьера «Вратарь и море»

Борьба и поклонение стихии: В Тверском театре юного зрителя вышла новая премьера «Вратарь и море»

2020-11-23 11:52:00

Борьба и поклонение стихии: В Тверском театре юного зрителя вышла новая премьера «Вратарь и море»

Это сюжетное продолжение спектакля «Вафельное сердце» по книге Марии Парр.

Главные герои произведения – жители небольшой норвежской бухты Щепки-Матильды мальчик Трилле и девочка Лена. Для тверской сцены случай уникальный – ставят вторую часть произведения, а в главных ролях – те же актёры. Только им приходится играть уже не 9-летних, а 12-летних. И режиссёр тот же – Иван Пачин, который впервые взялся за подобную задачу. Можно оценивать новую постановку в отрыве от предыдущей, можно – в связке. Мы выберем второй путь.

Во-первых, крайне сложно отделаться от мысли, что ты смотрел первую часть. Несмотря на клиповость мышления, когда мозг переполнен информацией, качественные вещи так западают, что и спустя годы вспоминаешь тронувшие тебя фразы или неординарные художественные приёмы. Во-вторых, в этих книгах есть схожие мотивы: взросление, приключения, дружба, познание мира и себя и т.д. И действие происходит, плюс-минус, в одном и том же месте.

Изначально понятно, что основополагающим принципом успеха второй части должна быть непохожесть на первую. Надо отдать должное, тональность игры Сергея Зюзина и Инны Волковой не выглядит калькой с манеры игры в первой постановке по Парр. В частности показательным кажется момент, когда Трилле соглашается участвовать в постройке плота, а потом чешет в затылке – не зазорно ли таким заниматься взрослому мальчику?..

Или же вот по воле режиссёра Инна Волкова в роли Лены Лид тренируется умопомрачительно долго. В какой-то момент я поймал себя на мысли, что переживаю за исполнительницу – уж не свалится ли она на сцене без сил? Насколько правдоподобно «вкалывает». Такие упорство и зацикленность на чём-то, насколько я помню, свойственны подросткам или детям, которые вступают в возраст тинэйджеров.

Памятую о других подростковых ролях Инны, я напряжённым взглядом пытался поймать малейшие совпадения с иными образами. Но нет, здесь нет такого накала, как в драме «Вдох-Выдох» – в один момент героиня плачет, но это не переходит в истерику. Нет и мягкости непоседливой девочки из комедии «Большая меховая папа»… В целом, актриса выбирает смыслообразующей эмоцией этой роли лёгкую озабоченность: «Ну-ну, посмотрим, что будет дальше…» И этот посыл плавно переходит в действия.

И если весь первый спектакль, «Вафельное сердце», был построен как игра – давайте изобразим, что девочка повисла на верёвке или мальчик бежит по холмам… Словно на съёмочной площадке фильма мы заглянули в павильон, где ставят на рир-экране спецэффекты… То вторая часть, «Вратарь и море», выглядит более серьёзной даже по форме. Сцены уже не предстают перед нами серией рисунков школьника на полях тетради, которую быстро перелистывают. Тёмные тона сгустились.
Бушующее море, изображённое на сцене с помощью плёнки, которую натягивают между чуть сдвинутыми частями занавеса, занимает важное место в картине мира главных героев. Если в первой части приключения в бухте Щепки-Матильды всё-таки, в основном, происходили на суше, то теперь 12-летние постепенно «учатся плавать» – и в прямом, и в переносном смысле. А как они «на перемотке», в ускоренном темпе собирают плот, посмотревший ещё долго будет вспоминать с улыбкой.

И вот природная стихия сталкивается с упорядоченной спортивной игрой. Море и футбол, эмоции от первой влюблённости и стабильность старой дружбы… Тьма моря и жёлтый свет фонарей над стадионом. Прямолинейность первой части обогатилась полутонами. И вот уже непонятно – чего сто́ит дружба с новой девочкой из класса, чью роль как по нотам сыграла Мария Крылова (в дубле – Диана Бадагиева). Даже внешне Мария напоминает гостью из Нидерландов (светлые брови, высокий лоб, тонкие губы), также актриса прекрасно отыгрывает переход от речи с акцентом, когда она хмурится, вспоминая слово, до свободного владения норвежским. Инна Волкова в роли Лены, отыгрывая ревность по отношению к иностранке, занимает выжидательную позицию без накала страстей: «Ну-ну, на чьей стороне ты, Трилле?..» 

Тренировки по футболу с неприятным напарником Каем Томми, блестяще воплощённым профи-негодяем Романом Клоковым, и музыка с учителем-симпатягой Рогнстадом, исполняемым Владимиром Крыловым, воспоминания о бабушке, которые показаны словно чёрно-белое кино (блестящая работа с пантомимой, видео и светом!), и бурная школьная жизнь – актёры поочерёдно меняются за одной партой (это ли не динамичная метафора?)… Всё сталкивается, всё смешивается, всё бушует... А в одной сцене так в прямом смысле, когда при ЧП у Трилле перед глазами проносится вся жизнь.

Режиссёр-постановщик Иван Пачин, оттолкнувшись от более, условно говоря, детской истории, словно от берега, поплыл решать практически взрослые вопросы. Совместно с инсценировщиком Фёдором Парасюком они отбирали эпизоды книги, которые будут представлены на сцене. Некоторые описания заменены действием. К примеру, в литературном первоисточнике Трилле размышляет, что становится похож на дедушку, а в спектакле артист Сергей Зюзин просто надевает такую же шапочку и начинает копировать его жесты.

Сугубо на мой взгляд, некоторые из глав книги, перенесённые на сценическую площадку, несколько отягощали действие. Их можно было бы безболезненно убрать. Как мне кажется, это касается некоторых спортивных моментов, части разговоров о чём-то… Но допускаю, что это дело вкуса. Кроме того, я присутствовал на так называемой «сдаче» спектакля. И сейчас динамика сценического произведения выровнялась. И техническая сторона, уверен, стала работать, как часы.

Резюмировал бы, что увидел целостный самостоятельный спектакль, погружаясь в который, с удовольствием наблюдаешь за судьбами полюбившихся героев. Пусть темпоритм повествования и слегка неровен. А перед тем, как идти на премьерную вещь «Вратарь и море», рекомендовал бы пересмотреть «Вафельное сердце». Так получишь прямо море удовольствия!


Оставить комментарий:

Теги: театр юного зрителя тверь тюз тверь театры твери спектакли тверь досуг тверь вратарь и море рецензии тверь рецензии театр тверь театральный критик тверь




Также в новостях


Лента новостей
ФОТО
ВИДЕО
ТОП читаемых