Развитие тренда на просмотр фильмов и сериалов вне кинозалов в России и мире постоянно растёт – в выходные в Твери прошёл паблик-ток о будущем онлайн- и оффлайн-кинотеатров.
В период пандемии у современного зрителя появились новые привычки, которые, после возвращения к обычной жизни, уже вряд ли изменятся. Какое же будущее ждёт онлайн- и оффлайн-кинотеатры? Именно этой теме был посвящён паблик-ток, который состоялся в Твери в субботу, 31 июля, в рамках Фестиваля уличного кино. Мероприятие прошло на траве, под открытым небом – в ландшафтном парке Тьмака.
Вернётся ли популярность кинозалов после завершения пандемии коронавируса или новые времена онлайн-сервисов пришли навсегда? Сейчас сказать сложно – по статистике киносборов в США, почти 80% фильмов в последние 14 месяцев не окупаются в прокате. Вполне возможно, что в ближайшие 3-4 года понятие «блокбастер» пропадёт, как вид – в «ковидную» эру дорогостоящие фильмы неизбежно ведут к убыткам создателей. Эксперты говорят о возвращении «фильмов 90-ых» - с небольшим бюджетом, но огромным вложенным смыслом. Кино на ближайшие годы уйдёт в эконом-режим, это определенно. И возникает вопрос – а нужны ли будут тогда кинотеатры и большие экраны?
На первую роль выйдут онлайн-сервисы – уже в 2020 году прибыли онлайн-кинотеатров показали рекордный рост. Он составил 66%, а аудитория увеличилась до 64 миллионов человек. Всё это побуждает российских провайдеров предлагать потребителям новые сервисы и оригинальные проекты. К примеру, одним из них стал запущенный в апреле этого года компанией МТС новый онлайн-кинотеатр KION.
Как пояснила на паблик-токе директор по маркетингу филиала МТС в Тверской области Олеся Купцова, МТС Медиа планирует сотрудничество не только с крупными российскими и международными компаниями, но и с отдельными авторами – а значит, что на KION, в отличии от других подобных сервисов, будет множество оригинального авторского контента. Кроме этого, Олеся Купцова рассказала о новом уникальном для РФ формате просмотров – «киносторис»:
«С киносторис можно посмотреть не целый сериал или фильм, а логически завершённый фрагмент этого фильма продолжительностью 15-20 минут. Это очень удобно, к примеру, по пути на работу можно начать просмотр, а по окончанию рабочего дня досмотреть до конца, не потеряв цепочку событий»
Но всё же, как считают спикеры, оффлайн-кино никуда не исчезнет. Кинотеатры превратятся в площадки для «аттракционного кино», а также останутся местом свиданий и приятного времяпрепровождения. Участники обсуждения единодушно отметили, что многие фильмы не подходят для просмотра дома, всё же их лучше смотреть на большом экране. Но всё же развитие цифровых сервисов не остановить и люди будут пользоваться ими всё активнее.
«Большая часть контента будет употребляться из дома, причём не с экрана телевизора, а с телефонов. Сейчас создаётся всё больше так называемых «вертикальных» сериалов и фильмов. И это новый способ рассказа истории, потому что от картинки меняется локация, кадр, да и вообще всё меняется «с ног на голову», только благодаря тому, что меняется инструмент просмотра. И такой формат становится всё популярнее на Западе», - рассказал генеральный продюсер Фестиваля уличного кино Александр Щеряков.
Спикеры рассказали и о новых трендах в съёмке кино – фактически, в «новое время» режиссером и оператором фильма может стать даже любитель – тот, кто хотя бы минимально увлекается съёмками и вынашивает в голове сценарий. «Важно снимать то, что реально волнует вас и ваше окружение, может быть – выходить из рамок, снимать так называемое «фестивальное» кино. Следующий шаг – грамотное продвижение вашего продукта, в период распространения COVID и бурному развитию самых различных по формату социальных сетей, по моему мнению, подавать продукт в общество стало намного проще. Финальный шаг – закрепление успеха, а значит на одном фильме не нужно останавливаться, следующий с накопленным опытом уже должен стать ещё эффектнее и поразительнее – как для вас, так и для зрителя» - отметил Щеряков.
Фестиваль уличного кино — это ежегодный и крупнейший в мире открытый показ лучших российских короткометражек, проводимый с 2014 года. Для молодых режиссёров Фестиваль уличного кино является хорошим плацдармом для роста, отмечают спикеры.
«Короткий «метр» – это отличная перспектива для того, чтобы человек мог заявить о себе. Так это было, так есть и сейчас. И кинофестивали являются просто отличной площадкой для этого. А появление онлайн-платформ дало ещё больше возможностей молодым режиссёрам», – считает режиссер и программный директор Фестиваля уличного кино Алина Михайлова.
Сам фестиваль в центре Твери проходил в формате городского праздника. В ходе его программы были организованы различные акции, встречи с известными деятелями кино и телевидения, игры на свежем воздухе, пикники и многое другое. Интересен и способ выбора победителя фестиваля – его определили сами зрители с помощью света от поднятых вверх фонариков на мобильных телефонах.
Текст: Кирилл Булычев