В интервью вице-президента СКА и ФХР Романа Ротенберга нашим коллегам из "Фонтанки" - много интересного о спортивных объектах города на Неве.
Будут ли уничтожены скверы вокруг СКК? Готов ли хоккейный клуб СКА изменить облик «забинтованной консервной банки»? Какова будет судьба чемпионата мира 2023 года, если новую арену не получится построить? На всё Роман Борисович ответил честно.
Проект реконструкции СКК «Петербургский», который планируется использовать в качестве основной арены на чемпионате мира по хоккею в 2023 году, столкнулся с серьезным противостоянием со стороны Градостроительного совета и активистов. В минувшую пятницу, 7 декабря, несколько членов Градсовета на разные лады критиковали проект за отсутствие оригинальности и несоответствие архитектурному духу Московского проспекта. На ноябрьском заседании арену и вовсе назвали «забинтованной баночкой», о чем не преминули вспомнить и сегодня. Кроме того, проектируемое здание назвали менее надежным, чем существующее.
С другой стороны, серьезную силу набирают активисты, высказавшиеся категорически против строительства новой арены, которая должна стать самой большой в мире. Местные жители создали петицию против сноса СКК. В социальных сетях стали появляться сообщества с таким же смыслом. В ответ была создана другая петиция за снос СКК, которую поддержал хоккейный клуб СКА. «Фонтанка» поговорила с вице-президентом армейской команды Романом Ротенбергом о спорных моментах проекта.
«Это прорыв»
- Одна из главных претензий к вашему проекту – уничтожение скверов вокруг СКК. Вы действительно собираетесь это сделать?
– Мы не понимаем, откуда такая информация по поводу скверов вообще появилась. Скверы никто не собирается трогать. Парк Победы – это отдельная территория, которая вне периметра проекта. А если говорить о территории вокруг СКК, то там, насколько я понимаю, никаких скверов нет. Поэтому в нашем понимании это все дезинформация.
- Ну почему же. Там есть деревья, дорожки, по которым гуляют местные жители.
– В нашем проекте благоустройство является одним из основных приоритетов. Будут и школа, и детские сады, и детская хоккейная школа, и скверы, и аллеи. По проекту там планируется даже больше озеленения, чем есть на сегодняшний день. В нашем понимании это социальный проект. Мы хотим благоустроить Московский район.
- По существующим нормам, на каждые 100 кв. м жилья должно быть запланировано 23 кв. м озеленения. Вы готовы их соблюсти?
– Мы будем соблюдать все нормы и регламенты, в том числе и по озеленению. Согласно предварительным расчетам, из 186,5 тыс. кв. м, предполагаемых под застройку, зеленые насаждения займут почти 95 тысяч кв. м. В итоге жители увидят, что территория вокруг СКК станет более благоустроенной и зеленой, чем сейчас. Хочется сделать максимально все, чтобы людям было комфортно. Мы понимаем значимость исторических культурных объектов города. Понимаем, насколько это важно. Хотим, чтобы Петербург выходил на уровень лучших городов мира: таких, как Нью-Йорк, Лондон и так далее. Не понимаю, откуда вообще взялась информация по поводу скверов.
- Дело в том, что люди волнуются не просто так. Есть много примеров в Петербурге и вокруг него, когда застройщики обещают много хорошего на словах, а в итоге получаются муравейники с многочисленными инфраструктурными и социальными проблемами. Или когда на территории уже существующих парков вдруг начинают что-то строить.
– Потому что во главу угла подобных проектов, о которых вы говорите, всегда ставится заработок, финансовая модель, когда максимально все застраивают квадратными метрами. Тогда страдают парки и озеленение. У нас же, вы поймите, социальный проект. Мы хотим построить большую многофункциональную арену, где будут выступать мировые звезды хоккея, а также лучшие артисты. Некоторые ваши коллеги бывали на матчах НХЛ в Северной Америке. Они прилетают потом оттуда и рассказывают: вот в НХЛ такие арены, там продукт совершенно другого уровня, а у нас такого нет. Так вот, когда мы достроим нашу арену, ни один человек не скажет, что где-то в Детройте или Эдмонтоне лучше, чем у нас. Наш город достоин такого нового прорывного проекта. Это на самом деле прорыв.
- Я понимаю, что хоккей – дело вашей жизни. Но не все люди увлекаются спортом в принципе, не говоря уже о том, чтобы переживать о том, что у нас стадионы не сопоставимого с НХЛ уровня. Для них главное, чтобы жить было удобно. Чтобы было где гулять с детьми и не задыхаться при этом от выхлопных газов проезжающих машин. Чтобы были парковки, детские сады и школы в нужном количестве.
– Все это будет сделано. Если мы смотрим на мировой опыт, то всегда рядом с многофункциональной ареной строится девелопмент. Так же было, например, в Детройте, в Москве в «Парке Легенд», на «Динамо» и у «Спартака». Сейчас вокруг СКК – совершенно не благоустроенная территория. Мы собираемся эту проблему исправить. Там будет все для жителей города. В том числе школа, и детские сады, и спортивные школы, и паркинг. Сейчас там гуляют люди с собаками – они там и будут гулять с собаками. Но люди смогут там и просто прогуливаться, как это происходит сейчас в московском парке «Зарядье». Был в этом парке. Это мировой уровень, как Центральный парк в Нью-Йорке. Питер тоже достоин такого же современного подхода.
- Вы же не парк будете строить.
– Не парк, но территория будет благоустроена максимально по мировым стандартам. Там все будет сделано для людей, чтобы можно было туда приезжать и отдыхать. Это будет точка притяжения, современный кластер для людей. Все это делается в интересах горожан. Там будут концерты, благотворительные мероприятия. Еще раз повторюсь, это наша инвестиция в будущее города, в развитие города и страны в целом. И если уж быть совсем честным, коммерческие доходы, которые у нас заложены, все равно не окупят этот проект. Наша задача – создать кластер, где будет всё для жителей города. В том числе озеленение и скверы. Это всё будет по максимуму.
Мы можем видоизменить наш фасад
- Мы много видели эскизов будущей арены, а эскизов жилой застройки нет. Может, пора бы показать изображения, которые наглядно показали, как все будет?
– Мы работаем над проектом пошагово, делая основной акцент на арене и соблюдении нормативов. Наш проект комплексный, он многоэтапный. С точки зрения дорожной карты проекта, весь этот кластер все равно будет благоустраиваться. Наша главная задача сейчас – успеть к чемпионату мира 2023 года, который мы очень сложно и долго получали, поэтому сама арена – в приоритете. В условиях нашей внешней политической ситуации была проделана большая работа. Разумеется, скоро покажем и эскизы квартала в целом.
- Я правильно понимаю, что без жилых комплексов не будет и арены?
– «Жилые комплексы» в нашем случае – это неправильное определение. Это кластер. В любом случае, сейчас не собираюсь делать никаких заявлений. Главное сейчас – провести чемпионат мира в 2023 году. И наша задача – построить арену. Дальше хочется сделать вокруг этого нового стадиона такой кластер, который будет соответствовать всем современным мировым стандартам.
- Одна из главных претензий со стороны градостроительного совета – внешний вид. Стадион уже называют «забинтованной консервной банкой». Вас самого все устраивает во внешнем виде?
– Специально для этого группа наших менеджеров летала по всему миру. Смотрели именно самые новые крытые многофункциональные хоккейные арены. Они были в Детройте, Питтсбурге, Эдмонтоне, где построены самые последние проекты. С точки зрения архитектуры будущая арена соответствует самым лучшим мировым хоккейным стандартам. Я подчеркиваю еще раз – хоккейным. Потому что на Градсовете в основном были сравнения с футбольными аренами. Но это в корне не верно. Хоккейная арена подразумевает совершенно иные технические подходы, в том числе и внешний облик. Мы с большим уважением относимся к мнению Градостроительного совета. Мы можем видоизменить наш фасад. Нужно детально посмотреть, что можно сделать.
- Во время Градостроительного совета в минувшую пятницу многие восприняли ваши слова про возможность ухода инвесторов как угрозу. Что означали ваши слова?
– Я сказал, что в нашем городе должен быть благоприятный инвестиционный климат. Мы все стараемся и работаем над тем, чтобы в Петербург шло как можно больше инвестиций. Это очень важно для развития нашего любимого города. Мы стараемся поддерживать этот климат. Я просто привел пример с океанариумом, когда инвесторы ушли из города. Я не делал никаких угроз. Просто сказал, что если инвесторы будут уходить, это в целом плохо. Давайте сделаем все возможное, чтобы в наш город инвестировали как можно больше.
- Что будет с ЧМ-2023, если вы так и не сможете согласовать строительство новой арены?
– Мы такой вариант не рассматриваем, потому что мы в Федерации хоккея России уже проделали огромную работу. В нашей нынешней внешнеполитической ситуации получение подобных больших событий крайне важно для жителей нашей страны, нашего Санкт-Петербурга. Все помнят, на каком высоком уровне проходил чемпионат мира по футболу. И с учетом планов по строительству самой современной хоккейной арены в Петербурге мы уверены, что ЧМ-2023 пройдет на высочайшем уровне. Плюс к этому месяц назад мы анонсировали хоккейную «классику». На сегодняшний день продано на оба матча по 40 тысяч билетов, идем на рекорд. Это колоссальные цифры для хоккея. У нас на Кубок Гагарина всегда огромный ажиотаж, и всем билетов не хватает. Где еще такое возможно? Эти цифры говорят о том, что наш пятимиллионный город заслуживает новую, более вместительную арену.