тверской информационный портал
Одной строкой
19.05 12:09
ПАО "Ростелеком" информирует абонентов-юрлиц Тверской области: с 01.06.2023 тариф на проводное радиовещание вырастет до 321,2 рублей
05.04 13:47
Известный в Твери предприниматель ищет «светлячков» для помощи колясочникам
13.02 14:08
В Торжке 63-летний мужчина унёс у соседа два телевизора
13.02 14:07
В Твери мужчина украл тюбинг из подъезда на улице Фрунзе
28.12 18:36
На пожаре во Ржеве погиб пожилой мужчина, тяжелые ожоги получила малолетняя девочка

Медиа - Интервью - Никита Золотухин: «Жалко, что не занимался живописью профессионально!..»

Никита Золотухин: «Жалко, что не занимался живописью профессионально!..»

2015-10-14 13:43:00

Никита Золотухин: «Жалко, что не занимался живописью профессионально!..»

Продолжая беседы с граффити-художниками Твери, мы встретились с Никитой Золотухиным, который оказался полной противоположностью Виктора Джока.

Только начав общаться с Ником, стало ясно, что он – человек деловой и крайне занятой. Говорит чётко, коротко и по делу. Для него спрей-арт, т.е. живопись аэрозольной краской стало хобби. Несмотря на то, что в какой-то период жизни он мечтал это сделать своим основным занятием. Месяц назад автор делал свою очередную работу. А полгода назад, даже брал уроки у профессионального художника.
 
- Сколько лет уже занимаешься граффити?

– Рисую с десятого класса, получается, вот уже около семнадцати лет. Но, конечно, как с периодами, когда более плотно работа, на подъёме, так и с перерывами. Сначала увидел творения граффити-художников в журналах, потом и на стенах родного города. Жил тогда на Соминке, пока ездил в центр наблюдал, как появляются новые изображения. Было интересно, кто их создаёт по ночам, превращая белые стены в бетонные холсты для своих картин. Потом и сам стал пробовать, одноклассник меня поддержал. Стали вместе творить.

Уже изначально Никита с товарищем закупали профессиональную краску в специализированном магазине, который до сих пор функционирует в Твери. Деньги на любимое дело находили. Никакого хэнд-мейда не делали.

– Первая попытка, первый шаг – изображение на своей школе в Соминке. Выполняли вместе с одноклассником. Понравилось. Потом уже один начал, познакомился с такими же любителями граффити. И пошло-поехало.

Сразу же появились полноцветные работы, ребята не разменивались на мазню. Творческий процесс шёл, как по нотам. Точнее, наверное, как по стенам.
 
– Пришло понимание – что я делаю, зачем я делаю - и стал пробовать себя на каких-то фестивалях. Например, пытался пробиться в Москву, подавал заявку, но т.к. амбиций было очень много, а опыта очень мало, то никуда, к сожалению, не брали. И тогда мы с другом сделали свой фестиваль граффити, куда нам не надо было прорываться и гадать: прошли/не прошли. Пять лет назад мы организовали первый «Taste my skills» на Речном вокзале. И теперь это ежегодное мероприятие в Твери и Клину, на который отбираем художников.

- А почему в этом году не было этого праздника жизни в региональном центре?

– Отчасти финансовая сторона, но также я не работаю сейчас с администрацией. Разочаровался в их политике. Не нравится, что, по сути, они используют художников, т.е. дают возможность рисовать, но только то, что им нужно. При этом, по-моему, сами исполнители заказов редко получают серьёзную финансовую поддержку, помимо средств на краску. Лучше бы они выделяли объект, и пускай творцы изображают на нём всё, что хотят. 
Для всех, думаю, важно следовать своим задумкам. К тому же, у каждого свой стиль. Это и ценно.

Насколько я понимаю Никиту, заставлять, по его мнению, рисовать художника только то, то и то в строго заданных рамках – это всё равно, что попросить Андрея Шевелёва или Юрия Тимофеева начать вести колонку на сайте «Weekend».

- А что с коммерческим заказом? Клиент всегда, а если нет, смотри пункт первый? (с улыбкой)

– Да, в любом случае заказчик прав, но иногда не хочется делать то, что он просит. Начинаешь объяснять, пытаться переубедить, что можно сделать так или же так… Сейчас я пришёл к выводу, что если мне не нравится то, на чём настаивает человек, он упёрся, то я не берусь за работу. И также, если понимаю, что очень сложно, не мой уровень. Это искусство спонтанное, долго готовиться нет резона. Это раньше хватались за всё, только бы скорее получить краску и приняться за дело. В этом нет смысла, когда мучаешься и не получаешь удовлетворения и удовольствия. Да и даже неприятно видеть потом получившееся. Это для себя можно хоть две-три недели в своё удовольствие постепенно творить. Главное, чтобы была компания, которая могла бы мотивировать закончить.

- Менял ли когда-нибудь стиль полноцветных картин на что-то более аскетичное?

– Когда появился тренд выходить ночью и оставлять везде как можно больше своих подписей, тэгов, и исчезнуть, то стали покупать краску подешевле. Был такой период, откровенно говоря, вандализма. Школьные годы, первый курс университета. Но и то, жалею о нём, считаю, что он, в принципе, был не нужен. Молодой был, глупый, не понимал – что делаю и для чего делаю. Но, кстати, полицейские никогда не могли поймать, хорошо бегал.

Никита считает, что сейчас у человека есть возможность создавать работы на порядок лучше, чем у других, и фото с творением обойдёт весь интернет. В его понимании, никому не нужны однотипные, да ещё и непонятные подписи.

- А вот расписывать электрички…

- Граффити на и в электричках – это отдельное направление, им занимаются люди знающие, которые, если можно так выразиться, специализируются на этом, знают нюансы. По мне, это неинтересно. Пробовал, кстати, не понравилось.

Но и вообще, нет работы, которой был бы полностью доволен на все 100%. Всегда отношусь критично. Не хочу что-то повторять или исправлять. Что-то даже не фотографирую. Поэтому не могу что-то изобразить дома, по-любому, где-то ошибусь, а потом это будет мозолить глаза. Нет такого, что постоянно держу в голове. Моё стремление – постоянный рост.

Вот, начав организовывать фестиваль, познакомились с ребятами, которые рисуют как по всей России, так и в Европе. Приезжают мастера из Беларуси. Они для нас с товарищами установили определённую планку, захотелось достичь каких-то новых высот, какие-то фишечки перенять, добавив что-то своё. Бываю доволен итогами фестиваля – в этом году в Клину все рисовали в одной тематике и в одних цветах, очень круто.
 
Никита говорит, что со многими сложились дружеские отношения. Многие команды стремятся «протестить скиллы» на тверских стенах. Например, постоянные гости – команда «TOPNDOPE crew» («TAD crew») (Санкт-Петербург).

- Планируешь ли выпускать фотоальбом со своими работами для тверичан?

– Полтора года назад мы хотели выпустить журнал о граффити культуре в Твери. Планировали осветить период с конца девяностых до сегодняшнего дня. Взяли интервью у знаменитых художников, написали статьи и т.д. Хотели рассказать о тех мастерах, которые раньше занимались графой, а сейчас бьют татуировки. Это чертовски любопытно. Но не было финансовой поддержки, материалы сдали, а в свет ничего не вышло. Повторять уже не хочется. Я уже обжигался на проведение мастер-классов, семинаров, стремлении привить какую-то культуру. В Твери это, по-моему, бесполезно. Нужно звать тех, на кого молодые будут смотреть и пытаться достичь их уровня.

И если даже посчитать, мы дружно с Никитой щёлкаем калькуляторами на гаджетах, создать какой-то небольшой рисунок – не самая сложная задача. А вот купить 20 банок, учитывая, что одна стоит порядка 360 рублей, и создать что-то действительно масштабное – для этого нужен определённый базис знаний, теория. Минимум для элементарного рисунка – это три баллона.
 
Мой собеседник не только рассчитывает количество краски, необходимой для работ, но и понимает её ценность, как материала, ценность затраченного на создание картины времени, важность экспериментов.

– Важно следить за новшествами в этой сфере. Нельзя же, образно говоря, всю жизнь разжигать трутом костёр и жарить себе части мамонта. Нужно двигаться вперёд, осваивать новые техники, материалы.

Я вот даже не пишу ни в каком одном стиле абсолютно. Меня кидает из стороны в сторону, пробую что-то новое, перенимаю что-то у других, подстраиваю под себя. Наверное, потому что по знаку зодиака близнец (с улыбкой). Раньше вот хотелось сложные рисунки делать, сейчас наоборот – простые и понятные. В стиле минимализм. Он всегда в моде.

Последнее время очень нравится стиль комикс. Нравится мне и людям, которые идут мимо. Я могу в любое время встать, начать рисовать и мне никто ничего не скажет, все будут думать, что это такое оформление, но я буду делать для себя, потому что захотелось. Это последнее время вдохновляет. Но и это искусство сейчас, в принципе, в моде, в тренде. «Marvel», DC. Чьи-то работы в Instagram ищу. В основном, тех, кого знаю. Потому что для меня важно – какой сам по себе человек.

Сейчас у Никиты много проектов. Недавно с товарищами оформили танцевальную школу, сделали красивые рисунки в курилке, и в душевой в одном из гипермаркетов города.

- Делаешь ли предварительные наброски? Или ты больше за спонтанность?

- Не всегда есть время. Хотя, вот последнее время хочется изображать что-то в конкретном месте, потому что подходит по атмосфере. Около банка, что-то связанное с финансами. А до этого – приходил, имея какое-то макет, который переносишь затем на стену. Главное, что то, что было на листочке, перешло в реальность и украсило какую-то поверхность.
 
- Часто ли критикуют работы?

- Да, находятся люди, которые говорят, что лучше бы мне было рисовать, что им хочется, а не что для меня интересно. Порой, они даже подъезд свой не могу покрасить обычной краской, а только хают. Сейчас, думаю, даже если вызовут полицию, никуда не побегу, переспорю их, т.к. уверен, что подкован и много знаю.

- Ты рисуешь только в Твери? Есть излюбленные места?

- Раньше целью было поехать куда-то и там что-то изобразить, занимались граффити-туризмом. Да и сейчас, если куда-то поеду, думаю, нарисую что-то там. Можно и заранее договориться с местными художниками, общение. В Питере как-то ради удовольствия творили.

Вот, например, ещё стена у Октябрьского моста у «Таганки» очень нравится. Там, что не изобрази – всё всегда замечают, «проездное» место. Будки в центре города привлекают. Вообще, те места, где люди увидят твоё творение. Для меня это важно. Хотя, есть люди, которые работают для себя, чтобы сделать фото. А вот, чтобы меня отвлекали, когда я за работой, не люблю. Да и фотографировать меня часто некому, рисую в одиночку.

- Кстати, об одиночках. Как относишься к работам знаменитого анонимного граффити-художника Бэнкси?

- Считаю, что граффити – это либо коммерция, либо пиар. Лозунги и какие-то политические высказывания – не для него. 

В конце разговора Никита говорит, что в Твери властям неплохо было бы налаживать контакт с художниками, организовывать семинары и мастер-классы, что-то объяснять. И разрешать творить. Иначе молодёжь так и будет считать себя необыкновенными мастерами, расписывая стены кривыми надписями. Ведь в Твери, к слову, даже нет мест, где можно было бы легально изобразить всё, что душе угодно, что позволит фантазия.

Беседовал Степан КАМЕНЕВ
Фото из личного архива Никиты Золотухина


комментарии:


Также в новостях


Лента новостей
ФОТО
ВИДЕО
ТОП читаемых