В минувшие выходные Тверской театр драмы открыл 272-й сезон премьерой спектакля «Кабала святош».
Имя Михаила Булгакова у многих ассоциируется с мистикой. И, похоже, дело не только в его произведениях. В день премьеры представление началось ещё до первого звонка – в центре Твери отключилось электричество, и половина театра (в основном, служебные помещения и гримёрки) осталась без света. К счастью, ненадолго – начало спектакля задержалось всего на 20 минут.
«Кабала Святош» – это во многом автобиографическая трагикомедия. Нелёгкий творческий путь главного героя, Батиста де Мольера, во многом переплетается с трудностями, которые приходилось преодолевать и самому автору. Режиссер спектакля Валерий Персиков отметил, что Булгаков «осознанно или нет, в зеркале театрального пространства до мельчайших подробностей отразил свою собственную судьбу».
В основе сюжета – история борьбы знаменитого французского драматурга за право реализовать свой талант. Здесь же история о власти и религии, силе цензуры и бессилии художника. На фоне театральных и придворных интриг, любовная линия могла бы пройти незаметно. Но не в случае с Мольером – тайна, которую раскрыла Кабала Священного писания, является исторически спорным, неоднозначным, но важным моментом в судьбе главного героя.
Спектакль стал долгожданным событием не только для зрителей, которые давно ждали в репертуаре постановки по произведениям Булгакова, но и подарком к юбилеям Валерия Персикова и Константина Юченкова.
Стоит отметить, что Константин Глебович, как и всегда, блестяще справился с ролью классика (даже классиков, по режиссерской задумке). Интересным оказалось появление нового актёра труппы Сергея Бескакотова. Он окончил Театральный институт им. Б.Щукина и имеет как сценический, так и кинематографический опыт. В премьерной постановке Сергей сыграл одного из основных персонажей – Лагранжа и, судя по тому, как он справился с работой, мы ещё не раз увидим этого актёра в ведущих ролях.
Яркие костюмы, необычные мобильные декорации и отличная световая сценография задали атмосферу двух совершенно разных эпох. И даже при всем их различии, оказалось, что булгаковский мир не так далёк от того, что в своё время окружало Мольера.
«Кабала святош» – это серьезная, классическая постановка, от просмотра которой у вас не получится расслабиться. Скорее, наоборот – придется много переживать и сочувствовать, вникать в отсылки и принимать происходящее на сцене. Помните надоевшую всем в школе фразу о том, что хотел сказать автор? Посмотрев этот спектакль, у вас не возникнет такого вопроса ни к Булгакову, ни к режиссёру. Всё и так будет понятно.
Фоторепортаж со спектакля – в нашей Галерее.
Текст: Арина Гаврилина
Фото: Анастасия Бирюкова