Есть те, кто кричит, что у нас в стране перевелись качественные детские мультфильмы, фильмы, а также книги, рассчитанные на эту аудиторию.
Казалось бы, что уж говорить о пьесах… Так вот, спектакль с милым, добрым и немного странным названием – «Большая меховая папа» – мягкой лапой разносит эти настроения в пух и прах. Театр юного зрителя с лёгкостью заинтересовывает новым спектаклем не только младшую аудиторию, но и подростков со взрослыми.
Чем же постановка так может захватить, что ей хочется долго и красноречиво восторгаться? Без сомнений, мощным философским посылом. Казалось бы, ну вызвали у четырёх одноклассников в школу пап из-за шалости, что же в этом необыкновенного? Но всё дело в том, что в их жизни пап нет. Или всё-таки есть?
В первую очередь, в головах героев есть представления о том, каким должен быть папа, что он должен делать, как себя вести. И на протяжении всего действа они отвечают на ими же поставленный вопрос, ищут примеры, мечтают, хотят защиты.
При этом игра актёров ни на долю секунды не даёт усомниться в том, что перед нами и правда четыре ребёнка, которые то беззаботно радуются жизни, то борются со своими детскими страхами.
Несмотря на то, что образы Чмокина, Леденцовой, Безобедова и Зашкиркиной несколько карикатурны, они очень чётко проработаны – за собирательными образами видишь реальные характеры. Им хочется сопереживать. Конечно, очень сложно выделить игру кого-либо, но Алексей Измайлов просто покоряет своей манерой воплощения странного, мечтательного и тихого Чмокина, который, однако, в критических ситуациях бывает весьма решителен и настойчив.
Надо отдать должное актёрской работе с реквизитом и декорациями. Весь сюжет разворачивается на сцене так динамично, что цепляет и не отпускает с первого до последнего момента. Лицедеи сами меняют обстановку на сцене, вывозя парты, расстилая газон, «сажая» деревья. Кроме этого, плавности развития событий помогает грамотно подобранная музыка и выстроенные хореографические номера, которые символизируют и игры в школе на перемене, и, к примеру, столкновение с полицейскими.
Кроме того, экран добавляет сценам объёмности – на нём появляются изображения, связанные с разворачивающимися перипетиями. Они не мешают восприятию основного действа, а лишь вписываются в художественный язык «Большой меховой».
Вообще, в какой-то момент начинаешь задумываться о кинематографичности постановки. События проистекают настолько плавно, бесшовно, что начинает казаться, будто ты и в самом деле сидишь в кинотеатре.
Этот спектакль, в жанровом определении которого значится – «фантастическая притча», на деле раскрывается чуть ли не как драма. За сюрреалистичными и абсурдными образами – людей на ходулях, мужчин в разноцветных мехах, вечных игроках в шахматы – скрываются фигуры взрослых. Такими порой их видят дети, окрашивая реальность в цвета своей фантазии. Это подчёркивает и то, что актёры более старшего возраста играют сразу несколько ролей.
В целом, не возникает никаких отрицательных эмоций. Наоборот – порой настолько всё тонко подмечено, что прямо узнаёшь в какие-то моменты себя и хочется даже пустить скупую мужскую слезу.
Единственное, что, по моему мнению, может резануть слух, это шутка про людей, которые, простите, цитата «пукали бы духами». На мой взгляд, не самая этичная и изобретательная шутка.
Что же такое «папа»? Существует ли где-то идеальный (а может и нет) ответ для всех? Безусловно, одна из самых главных проблем, которую поднимает произведение – воспитание детей только лишь мамами, которые зачастую рассказывают свои легенды об ушедшем отце семейства. А, может, они сами в глубине души верят, что когда-нибудь эти мифы станут реальностью.
На этот вопрос ответят как актёры занятые в спектакле, так и режиссёр постановщик Екатерина Шумакова,а также автор пьесы Ксения Драгунская.
Расписание спектакля "Большая меховая папа" - по ссылке. Стоимость билетов - 250-400 рублей.
Текст: Степан КАМЕНЕВ
Фото: Павел ОСАДЧИК